Большинство народов мира со времен глубокой древности передают из поколения в поколение легенды и мифы о водяных существах с телом человека и хвостом рыбы.
Эти персонажи, которых мы сегодня называем русалками и водяными, в восточнославянской мифологии были известны как водянтихи, шутовки, щекотихи. В белорусском языке сохранились другие названия — водяница, купалка, а в украинском есть слово «мавка». В древнегреческой мифологии были морские сирены, встреча с которыми могла стать фатальной. В арабских источниках они упоминаются как «дочери моря», «дочери воды», а на разговорном арабском языке – «невесты моря», «люди воды».
Каждый народ называет их по-разному, но у всех описания схожи. В целом они сводятся к тому, что это разумные существа, похожие на людей, которые живут под водой, всплывают и могут контактировать с людьми.
В живописи и искусстве мы часто видим сюжеты, восходящие к античности, в которых изображаются прекрасные морские девы – русалки. Люди воды являются героями многих романов, книг, художественных и мультипликационных фильмов. Тысячи лет они окутаны ореолом романтизма, и многим хочется в них верить и увидеть хотя бы один раз жизни.
Время от времени в медиапространстве появляются сообщения, что где-то видели или поймали русалку, и в качестве доказательства демонстрируют различные видео и фото, артефакты и даже скелеты и фрагменты тела, предположительно принадлежащие загадочным обитателям морских глубин.
Но что же об этом говорится в Исламе? Есть ли упоминания об этих существах в Коране или хадисах? Что пишут о них в книгах по исламскому праву?
Современная наука считает, что океан изучен только на 2–7 %, а ведь на его долю приходится 70 % всей поверхности Земли. Можно только догадываться, сколько тайн океан ещё хранит.
«Хвала Аллаху, Господу миров» – так начинается первый аят суры Аль-Фатиха, из которого вытекает, что помимо нашего мира – мира людей – существует ещё много других миров. Есть мир растений, мир животных, мир ангелов, мир джиннов и ещё, возможно, многие другие, о которых мы не знаем.
Некоторые учёные писали, что нет такого вида животных на суше, который не имел бы аналога в море, в частности, такое мнение было озвучено Мухаммадом Фаридом Ваджди. Всем известны морской слон, морской леопард, морской заяц, морской единорог (нарвал) и другие. Но это условные морские аналоги обитателей суши.
Что же касается морских людей – русалок, – то данный вопрос относится к исламскому праву (фикху), но не к вероубеждению (акыде).
Водяной человек (إنسان الماء) – это существо, которое упоминается в книгах по фикху в постановлениях о еде, в то время как их существование не подтверждается и не отрицается со ссылкой на Коран или хадисы.
Можно ли жениться на русалке?
Широкая публика в древности верила в мифических существ, рассказы о которых приносили путешественники и рыбаки. Рассказывались истории об их неописуемой красоте и о том, как их поймали, как кто-то женился на русалке, и она родила очень красивого ребёнка.
У исламских учёных спрашивали об этих существах, в частности, можно ли жениться на русалке и можно ли употреблять их в пищу, как рыб. Богословы отвечали на эти вопросы, исходя из теоретической возможности, согласно положениям фикха, поскольку не было явных доказательств их существования или невозможности их существования.
Возможность и действительность — это разные вещи. Люди задают правоведам самые разные вопросы, в том числе о том, что теоретически можно допустить, но в реальности не встречается. Зачастую они сводятся к умозрительным рассуждениям ненаучного характера.
Например: «Можно ли жениться на русалке или выйти замуж за морского мужчину, если удастся их поймать?»; «Можно ли употреблять в пищу этих существ?»; «Можно ли их считать людьми, или же надо считать их рыбами?».
Те, кто задаёт подобные вопросы, не берут в расчёт, существуют русалки на самом деле или нет, вопрос ставится, исходя лишь из допустимости – как быть, если вдруг такое случится. Тот факт, что исламские правоведы отвечали на такие вопросы, не означает, что эти явления существуют в реальности.
На вопрос о допустимости брака с людьми моря (русалками) ответы тоже даются соответствующие. Как говорится, какой вопрос, такой и ответ. Один учёный, отвечая на подобный вопрос, сказал: «Вы сначала найдите и приведите русалку, мы у неё спросим, является ли она человеком и согласна ли выйти за вас. Исходя из её ответа, и решим, женить вас или нет».
Можно ли употреблять русалок в пищу, как рыб?
Отвечая на этот вопрос, правоведы рассматривали русалок не как разумных живых существ, подобных людям, а как обычных морских животных.
В разных правовых школах есть разные мнения по поводу употребления в пищу мяса различных животных.
Что касается морских животных, то, согласно ханафитской правовой школе, животные, которые рождаются и живут в воде, не дозволены к употреблению в пищу, исключением являются рыбы.
Все виды рыб – халяль, кроме той, которая умерла в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.
В шафиитской правовой школе все животные, которые обитают в море (воде) и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. В их числе кит, акула, дельфин и т. д.
Маликитская и ханбалитская правовые школы тоже разрешают есть морских животных.
Так существуют русалки на самом деле или нет?
Что касается разумных морских существ с головой и туловищем человека и хвостом, как у рыб, прямых или косвенных упоминаний о них в Коране и в хадисах мы не находим. Ни одного живого или мёртвого животного, доступного для изучения, в настоящий момент не имеется.
Также возможно, что слово «русалка» применялось к какому-то реальному существу, имеющему мимолётное сходство с людьми, например, морскому скату или рыбе-пиле. Если посмотреть на них снизу, то очертания этих существ очень напоминают лицо человека.
Но, несмотря ни на что, людям хочется верить в чудеса и пристально смотреть на море в надежде увидеть живую русалку. Истину же знает лишь Всевышний Аллах.
Мухаммад Алимчулов