Мечеть – главный религиозный атрибут мусульман

21 Сентябрь 2011 1660

«В мечети мне удается преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу…»

Мечеть – главный религиозный атрибут мусульманМесто, где простираются ниц – так переводится арабское слово «масджид», от которого происходит и принятое в русском слово «мечеть».

Если вы – мусульманин и живете в исламской стране, или если вы – не мусульманин, но хотя бы раз в жизни посетили ту или иную мусульманскую страну, вам наверняка приходилось видеть на городских улицах строения особого архитектурного стиля – здания, состоящие из купола и 2 минаретов.

Это – главный религиозный атрибут мусульман – мечеть. Ежедневно как правило 5 раз с высоты минаретов доносится голос муэдзина, призывающего мусульман к совершению намаза. Таким образом благостное звучание азана заполняет атмосферу городов, придавая особое успокоение душе слушателя.

Человек на протяжении тысяч лет своего существования на земном шаре неизменно старался найти ответы на свои нужды. Одновременно с усилиями по поиску надежного пристанища для житья и отдыха другая нужда также побудила его к строительству места для совершения богослужений и молитв; места, где он смог бы вдали от посторонних глаз и суеты мирской жизни провести несколько минут в покое, и своем глубоком и влюбленном уединении преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу.

Привязанность человека к таким местам, сопровождавшаяся святостью и набожностью, привела к тому, что эти места богослужений в качестве важнейшей составляющей общественной архитектуры человека присвоили себе особый статус в жизни человека и культурах различных народов.

После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека. Этот вопрос в жизни людей, избравших для себя ислам в качестве своего вероисповедания, приобрел наиболее выраженный характер, так что мечети в исламской градостроительной системе неуклонно оставались самым важным и главным элементом внутри городов. Расширение городов осуществлялось с учетом осевой роли мечетей. Причиной стержневой позиции мечетей в исламских городах является их деятельность и социально-политическая роль, которую они играют в жизни мусульман. Для более полного знакомства с ролью мечетей в жизни мусульманских обществ давайте сначала рассмотрим словарное значение слова «мечеть».

Как вы знаете, слово «мечеть» означает название места, а с точки зрения лексикологии оно имеет несколько значений. Первоначальным смыслом, употребленным для него, было «наклоняться», «склонять голову к земле». В священном Коране можно найти разные значения слова «суджде» – «земной поклон». К примеру, оно используется в значении покорности и смирения, которые осуществляются путем касания лбом земли. Оно также используется в значении подчинения приказам Всевышнего. В 34 аяте суры «Бакара» – «Корова» говорится (смысл): «И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». И все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался пасть ниц, возгордился и стал неверующим»». Поклон, совершенный ангелами перед Адамом, не подразумевал поклонение Адаму и его восхваление, – поклон был совершен ради подчинения велению Создателя с целью выявить покорных и мятежников.

Суджда также является одним из столпов намаза. Земной поклон отражает предел покорности и смирения перед Творцом Сущего. В связи с этим слово «мечеть» означает место, где совершаются суджде – земные поклоны; место, где совершаются богослужения мусульманами. В Священном Коране слово «мечеть» и «мечети» упоминается 28 раз. Иногда указываются особенные мечети, такие как Масджид-аль-Харам – Заповедная мечеть и Масджид-аль-Акса – «Дальняя мечеть». В остальных случаях при использовании выражения «Масаджид-Аллах» имеется ввиду общий смысл этих мест.

Обратим внимание на высказывания современного французского писателя и философа Роже Гароди, по-своему описавшего понятие «мечеть». Он пишет: «Посещая разные мечети, начиная от Кордовской соборной мечети в Испании и Каирскими мечетями с их изящными инкрустациями драгоценных камней, и кончая величественными и объемистыми мечетями Стамбула, райскими мечетями Исфагана и спиралевидным минаретом Самарской мечети, меня не покидало чувство, что все эти произведения созданы искусной рукой одного мастера в ответ на зов Единственного Творца. Независимо от географического месторасположения этих памятников, человек чувствует, что в каждое из них вдохнули некую духовную жизнь».

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.