Принцип Шура как предтеча западного парламентаризма

7 Июль 2017

Открытие Болгарской исламской академии в древнем городе Булгаре в Татарстане ознаменует важнейший шаг в развитии системы образования мусульман России. Сейчас становится ясным, что практически все проблемы Ислама в прошлом и в условиях современности исходят от невежественности самих мусульман и окружающих их людей иных верований.

Поэтому о смысле и предназначении религии Аллаха сочинено великое множество мифов, которые иногда представляют её совершенно искажённой. Унижение женщин, стремление к накоплению материальных богатств и превращение Ислама в орудие достижения политических целей исходят именно от незнания духа и буквы Писания: Корана и Сунны Пророка Мухаммада .

Также возникло много искажённых представлений о природе и задачах Шариата, который начал ассоциироваться с чем-то грозным и жестоким. То, что цель божественных норм и принципов – нравственное воспитание личности и общества, становится ясным только в современных условиях, когда Шариат стал общедоступен.

Одним из стойких мифов об Исламе, получивших актуальность в наше время в связи политизацией учения Пророка Мухаммада , является тезис об авторитарном характере халифата как формы социально-политической организации мусульман. Многие современные исследователи Ислама убеждены в том, что политические и социальные свободы человека – мысли, слова, совести и вероисповедания – не могут иметь отношения к Исламу.

Однако излагающие такие тезисы люди, имеющие учёные степени и уверенные в том, что хорошо знают природу Ислама, показывают свою глубокую невежественность. Они не знают или не хотят знать, что после взятия Константинополя для всех жителей города и государства Османов официально была объявлена свобода вероисповедания.

Именно свобода слова стала источником невероятного развития философии и других наук у мусульман. Великие мыслители Средневековья: Ибн Рушд, Ибн Сина, Аль-Кинди и другие смело рассуждали о сущности бытия, Всевышнего, человека и природы. Это в то время, когда за малейшее сомнение в истинности решений Вселенских соборов католиков Ватикан объявлял еретиками и уничтожал тысячи людей. Инакомыслящих сотнями сжигали на площадях Мадрида, Лиссабона, Парижа и других городов, а не в Багдаде и Дамаске.

Однако следует отметить, что доказательства отсутствия политических свобод мусульман, то есть демократии, усердно создаются самими мусульманами. Радикальные исламисты, для которых учение Пророка Мухаммада имеет ценность только как средство достижения власти, категорически против демократии западного типа. По их мнению, Ислам признаёт суверенитет Аллаха, а западная политическая система основана на воле народа.

Исламисты лишают мусульман всяких политических прав, следуя тезису «за Бога не голосуют, Богу подчиняются». При этом они забывают смысл и содержание целой суры Корана – «Аш-Шура». В 38 аяте этой суры Всевышний чётко и конкретно указывает на то, как мусульмане должны решать свои дела:

وَالَّذِينَ اسْتَجَابُوا لِرَبِّهِمْ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَمْرُهُمْ شُورَىٰ بَيْنَهُمْ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ

(смысл): «Те, которые ответили своему Господу и совершали намазы надлежащим образом, и когда они хотят сделать что-либо, их дело вершится по совету между собой, и они расходуют из того, чем Мы наделили их (на пути Аллаха)» (сура «Аш-Шура»: 38).

Этот аят не оставляет никаких сомнений в том, как верующие в Аллаха обязаны решать спорные вопросы между собой. Понятие «совет» в «Толковом словаре русского языка» объясняется как «совместное обсуждение чего-н., совещание для такого обсуждения». То есть это метод принятия важных решений во всех сферах жизнедеятельности уммы на основе достижения согласия мнений участников совещания.

Это и есть смысл демократии – отражение точек зрения разных, а иногда совершенно противоположных позиций. Таким образом, этот аят не оставляет никаких лазеек для авторитаризма, при котором решение принимается одной личностью, что является отрицанием принципов демократии.

Причём сура также содержит ряд аятов, конкретизирующих сущность принципа совещательности.

إِنَّمَا السَّبِيلُ عَلَى الَّذِينَ يَظْلِمُونَ النَّاسَ وَيَبْغُونَ فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ ۚ أُولَٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ عَزْمِ الْأُمُورِ

(смысл): «Наказанию подвергаются только те, кто притесняет людей и злодействует на земле без права. Для таких будет уготовано мучительное наказание в День Суда.» (сура «Аш-Шура: 42-43).

Смысл истинной демократии – в устройстве властных взаимоотношений в обществе, при котором нет униженных, угнетённых, то есть лишенных возможностей реализовать свои человеческие права: свободу, счастье и благополучие. Коран формирует именно такие условия, когда нет юридических оснований для зла и обид.

Властитель должен быть терпеливым, прощающим и одновременно твёрдым, ибо власть как способ защиты социальных классов, в том числе и обездоленных, не может работать без решимости и твёрдости в защите их интересов от притеснителей.

Если смысл демократии – в достижении гармоничных взаимоотношений в умме на основе учёта разных точек зрения для обеспечения её процветания, то другой аят из этой же суры всё ставит по своим местам.

Это означает, что за столетия до возникновения «Декларации прав человека» в Европе и США, которая долгое время оставалась образцом риторики, Ислам провозгласил реальный принцип социальной гармонии. Её основа – это любовь ко всем социальным слоям и группам в общине:

ذَٰلِكَ الَّذِي يُبَشِّرُ اللَّهُ عِبَادَهُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ ۗ قُلْ لَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِلَّا الْمَوَدَّةَ فِي الْقُرْبَىٰ ۗ وَمَنْ يَقْتَرِفْ حَسَنَةً نَزِدْ لَهُ فِيهَا حُسْنًا ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ شَكُورٌ

(смысл): «Эта весть о великом даре – то, чем радует Аллах Своих рабов, которые уверовали и совершали праведные деяния. Скажи, о Пророк: "Не прошу я у вас за это [за то, что призываю вас к той Истине] награды, а прошу я у вас только любви к ближним; кто совершит благое, тому Мы увеличим это благо. Поистине, Аллах – прощающий грехи Своих рабов и благодарный им за их благодеяния» (сура «Аш-Шура», аят 23).

Однако, в отличие от западной модели демократии, где многие статьи до сих пор остаются образцами риторики, а иногда и откровенной лжи, принцип Шура в Исламе реально действовал. Совет был создан в седьмом веке по предсмертной воле халифа Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) из шести соратников Пророка Мухаммада .

Именно на основе Аш-Шура умма избрала третьего халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) в 644 г. Таким образом, уже во времена праведных халифов Аш-Шура служила важнейшим механизмом обеспечения легитимности и стабильности уммы. Первые парламенты в Европе, организованные для консолидации общества, были созданы только в XIII-XIV веках. Таким образом, важнейший орган демократии в Исламе – Совет, возник на семь веков ранее.

Исходя от того, что важнейшие достижения арабо-исламской культуры – философия, математика, медицина, астрономия, география и другие – стали основой формирования европейской науки, мы утверждаем, что важнейшие принципы демократии также были восприняты от мусульман.

Достижения древнегреческой демократии в Средние века западному человеку не были известны, поэтому совет Аш-Шура стал предтечей, то есть предпосылкой парламентаризма и демократии западных обществ.

То, что современные исламские государства – Иран, Пакистан, Индонезия и другие – работают на основе парламентаризма, выборности и отчётности, ясно доказывает, что обоснованный Пророком Мухаммадом принцип Аш-Шура продолжает действовать, отвечая интересам миллионов мусульман.

Мы надеемся, что данная норма решения проблемных ситуаций станет приоритетной для выхода из сегодняшней ситуации на Ближнем Востоке. Начало деэскалации междоусобицы в Сирии при содействии России даёт шанс, что и в других регионах Ислама будет достигнуто соглашение по заветам Посланника Аллаха .

ИншаЛлах!

Марат Якупов