Сунна как прототип НЛП

18 Декабрь 2017 2806

В конце 1960-х – начале 1970-х молодой студент-лингвист Калифорнийского университета в Санта-Крус Ричард Бэндлер совместно с профессором этого же университета Джоном Гриндером сумели смоделировать технику Вирджинии Сатир, самого известного семейного психотерапевта в мире.

Талантливый математик и программист Бэндлер смог с удивительной точностью идентифицировать знаменитые «семь паттернов» Сатир и обнаружил, что может получать те же результаты, что и она. К его новым знаниям Гриндер добавил свои обширные познания в трансформационной грамматике[1], позаимствовав из неё понятие глубинной и поверхностных структур.

В дальнейшем к Гриндеру и Бэндлеру присоединился социальный учёный и кибернетик Грегори Бейтсон. Так на глазах всего мира рождалось новое ответвление в психотерапии, ставшее известным в дальнейшем под аббревиатурой НЛП (нейролингвистическое программирование).

Несмотря на то, что НЛП имело и имеет немало критиков, подвергающих сомнению саму методологию этой дисциплины, стоит признать, что многие её аспекты все-таки работают! В основу НЛП на тот момент легла техника копирования (вербального и невербального) поведения авторства трёх психотерапевтов: Фрица Пёрлза (гештальт-терапия), Вирджинии Сатир (семейная терапия) и Милтона Эриксона (эриксоновский гипноз).

Основываясь на лексических шаблонах и сигналах тела, которые были собраны во время наблюдений, трио учёных-НЛПеров заявило, что субъективную реальность человека определяют восприятие, убеждения и поведение. Из вышесказанного следует, что каждый из нас способен трансформировать свои убеждения и изменять поведение.

Выработанную на основе этих наблюдений технику создатели НЛП описали как «терапевтическую магию», а само НЛП – как «исследование структуры субъективного опыта». Эта методология зиждется на идее, что любое поведение (будь то конструктивное или деструктивное) имеет определённую структуру, которую возможно перенять (предварительно разбив её на отдельные компоненты).

Стоит отметить, что в искусстве моделирования поведения Бэндлер достиг поистине уровня виртуоза. Когда в 1986 году он был обвинён в убийстве проститутки Корины Кристен, то призвал на помощь свой «нлперский» опыт. Тогда помимо него подозреваемым оказался также любовник убитой, некий Джеймс Марино.

Бэндлер настолько точно сымпровизировал мимику, жесты и поведение Марино, что присяжные не смогли определить истинного убийцу. В итоге оба потенциальных обвиняемых были освобождены.

Несмотря на всё это, а также то, что уже к концу 80-х Бэндлер и Гриндер неожиданно разошлись во взглядах, НЛП произвело в интеллектуальной Вселенной человечества эффект разорвавшегося снаряда. Сотни тысяч людей абсолютно разных профессий (политики, учителя и священники) стали внедрять основные принципы «нлперских» коммуникаций в свою работу и добиваться практических результатов.

Однако мало кто задумывался над тем, что принцип «моделирования поведения» впервые начал практиковаться первыми мусульманами ещё в начале VII века в Западной Аравии. Тут может возникнуть логичный вопрос: «К чему ты клонишь? При чём тут вообще Аравия, Ислам и мусульмане?».

Прямой посыл

В священном Коране говорится:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيم

(смысл): «Скажи (о Мухаммад!): "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный"». (сура «Али Имран»: 31)

Как-то Ричард Бэндлер, решив поэкспериментировать, начал копировать манеру поведения самого Милтона Эриксона[2]. Для этого он даже отпустил бороду и начал курить. К удивлению, многих, в итоге это сработало, так как его моделирование в области лечения по технике Эриксона начало давать реальные плоды.

Что из это следует? А то, что копируя с детальной точностью (мимика, жестикуляция, речевые шаблоны и т.д.) поведение определённого человека, мы начинаем приобретать его образ и привычки. В результате это помогает достичь успеха в его сфере намного быстрее и качественнее.

Теперь перенесёмся в сердце Аравийского полуострова и окунёмся в жизнь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и его сподвижников. Именно асхабы (да будет доволен ими Аллах) начали первыми имитировать поведение лучшего из людей, стараясь не упускать даже мелочей.

Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), целуя Хаджар аль-асвад (Черный камень), говорил: «Я бы не целовал тебя, если бы не видел, как тебя целует Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Другой случай произошёл с Муавией ибн Курратом (да будет доволен им Аллах). В тот момент, когда он обещал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) принять Ислам, он заметил, что пуговицы халата Пророка (мир ему и благословение) были расстегнуты. После этого ни Муавию, ни его сына никогда не видели с застёгнутыми на халате пуговицами ни летом, ни зимой.

От Муджахида (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Мы были в поездке вместе с сыном ‘Умара ибн Хаттаба Абдуллахом (да будет доволен ими обоими Аллах). Когда мы дошли до одного места, Абдуллах обернулся в сторону. Один из нас спросил его, почему он так поступил, на что он ответил: "Я видел, как на этом месте Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обернулся в сторону, поэтому я тоже повторяю его действие"». (Имам Ахмад)

Всё тот же Абдуллах (да будет доволен им Аллах) при поездке из Мекки в Медину в середине пути ложился спать под одним деревом, говоря, что видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спал именно под этим деревом. (Баззар)

Довод Ислама имам Аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Для исполнившего каждую Сунну в Раю есть специальное место и степень вознаграждения. А кто оставит Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на этом свете без внимания, будучи убеждённым, что так можно поступать, тому в Раю покажут степень и достоинства тех, кто следовал Сунне, и скажут: "Тебе можно и не дарить эту степень"».

Именно поэтому в достоверном хадисе, переданном Хакимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أبي هريرة رضي الله عنه: إِنِّي قَدْ تَرَكْتُ فِيكُمْ شَيْئَيْنِ لَنْ تَضِلُّوا بَعْدَهُمَا : كِتَابَ اللَّهِ وَسُنَّتِي

«Я оставляю среди вас две ценные вещи. Если будете придерживаться их, никогда не впадёте в заблуждение: это Книга Аллаха и моя Сунна». (Хаким)

Однако Сунна как образ жизни была действительна не только для асхабов. Табиины и саляфы, а за ними и представители каждого следующего поколения мусульман старались скрупулёзно и дотошно изучать жизнь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с тем, чтобы «дублировать» модель его поведения с невероятной педантичностью.

Это неудивительно, учитывая, что Сам Всевышний неоднократно призывает нас к этому:

وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ

«Следуй по пути тех, кто обратился (с поклонением и благими деяниями) ко Мне». (Сура «Лукман», аят 15)

Человек – существо биосоциальное, а значит менталитет общества, в котором мы живём, может передаться и нам. Многообразие взглядов, присущих современному Homo Sapiens, далеко от принципов, изложенных в Священном Коране. Тут возникает вопрос: «Может ли что-то сравниться с заветами Творца?».

Порой мы принимаем чьи-то сбитые ориентиры за чистую монету лишь потому, что это сулит сиюминутный успех и фантомные перспективы. Однако рано или поздно всё ложное имеет свойство рушиться, как карточный домик. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить фанатичность коммунистических идеологов, пытавшихся построить Рай на фундаменте социализма, а в итоге разваливших одну из самых мощных держав мира.

Абу аль-Хасан Варрак (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто избрал другой путь, кроме следования Пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот заблуждается, но ему самому кажется, что он на правильном пути».

В этой связи следование за лучшим из людей (мир ему и благословение Аллаха) создаёт наиболее оптимальную платформу для личностных трансформаций путем углублённого изучения его Сиры. Пример жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)– это набор лучших паттернов[3] и алгоритмов. Думаю, именно эти паттерны способны смоделировать наше поведение наилучшим образом, благодаря чему путь к довольству Господа миров окажется наиболее коротким.

В переданном от Бухари и Муслима хадисе говорится: «Представьте себе человека, который однажды ночью разжёг костёр. Когда этот огонь осветил всё вокруг, на его свет собрались комары и другие мелкие насекомые, которые устремились в пламя костра. Этот человек пытается не подпускать насекомых к огню, а они всё бросаются в огонь. Так же и я отдёргиваю людей за пояс, хочу спасти их от огня Ада, они же пытаются высвободиться из моих рук и вновь бросаются в огонь».

Пусть Всевышний поможет всем нам совершать самые важные изменения в своей жизни, следуя принципам Сунны и Шариата.

До новых встреч, друзья мои!

Камаль Магомедов


[1] Трансформационная грамматика – одна из теорий описания естественного языка, основанная на мнении, что весь диапазон предложений любого языка возможно описать путём осуществления определённых трансформаций над неким набором базовых предложений.

[2] Милтон Эриксон – выдающийся американский психиатр и один из самых известных психотерапевтов двадцатого века. Специализировался на медицинском гипнозе. Получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик.

[3] Паттерн – устойчивая модель поведения живых индивидуумов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.