Хиджра

Первое переселение мусульман

Хиджра, переселение (Hijra, hidjra)Когда усиливался гнет и нажим со стороны многобожников, Пророк (мир ему и благословение), поняв, что не сможет защитить от него мусульман, обратился к своим сподвижникам: «Вам лучше переселиться на землю Хабашитов (Эфиопия). Там находится правитель, который не допускает насилия, и правление там справедливое. Вам лучше отправиться туда, пока Всевышний Аллах не даст вам облегчения».

Тогда мусульмане вышли в Эфиопию, защищая свою веру и во избежание смуты. Это и есть первая в Исламе хиджра (переселение). В первых рядах переселяющихся были Усман – сын Авфана, его жена, дочь Пророка (мир ему и благословение) Рукият, Абу Хузайфат с женой, Зубаир сын Аввама, Мус'аб сын Умайра, Абдуррахман сын Авфа (да будет доволен им Аллах) и др. Они переселялись один за другим и, таким образом, в Эфиопии собралось более восьмидесяти человек.

Наджаши

Мекканские мушрикины узнали об этом и оправили к правителю Эфиопии Наджаши своих представителей – Амра сына Аса и Абдуллу сына Абу Рафиата. Они привезли ему, его родне и предводителям их веры большие подарки в надежде на то, что тот не примет переселенцев и вернет их врагам.

Оба представителя сначала встретились с религиозными деятелями, затем с правителем. Они вручили им подарки от своего правителя. Выслушав просьбу послов, Наджаши не ответил им и послал за сподвижниками. Возле него стояли и послы курайшитов.

Наджаши обратился к сподвижникам: «Вы оставили веру своих предков, не приняли ту веру, которую я исповедую, что это за вера у вас такая?» Ему ответил сын Абуталиба Джа'фар: «О, правитель! Мы были неграмотными и темными людьми, поклонялись идолам, ели мертвечину, совершали всякие мерзости, прерывали связи с родственниками, вредили соседям. Вот в таком состоянии мы были до тех пор, пока Аллах не отправил к нам Посланника (мир ему и благословение). Он тоже из нас, которого мы знаем, мы знаем его родословную, он всегда говорит только правду, знает о справедливости. Он призвал нас к поклонению Аллаху, к Единобожию и отречению от тех камней и идолов, которым поклонялись наши родители. Так же он повелел нам соблюдать справедливость, укреплять родственные связи и не совершать подлые и низкие поступки. Тогда мы уверовали в него и последовали за ним и за Книгой, которую он поведал нам от Аллаха. Тогда наши же соплеменники стали нас притеснять, мучить и развязали сильную вражду для того, чтобы принудить нас снова поклоняться идолам. Тогда мы среди всех других правителей выбрали твое государство с надеждой на защиту и ваше покровительство. Мы решили, что возле вас мы будем в безопасности».

Наждаши попросил прочитать что-нибудь, ниспосланное от Всевышнего Пророку (мир ему и благословение). Джа'фар прочитал начало суры о матери пророка Исы (мир ему) – Марьям. Наджаши так заплакал, что промокла даже его борода. «То, что вы прочитали и религия пророка Исы исходят из одного окошка, куда ставят светильник», – сказал он. Затем обратился к курайшитам и сказал: «Вы уходите. Клянусь Аллахом, я не отдам их вам и не допущу, чтобы с ними плохо обращались».

Посланцы курайшитов сказали, что те говорят о пророке Исе (мир ему) плохо. Правитель вновь отправил людей узнать, что говорят мусульмане о нем. «Мы говорим о пророке Исе (мир ему) то, что нам поведал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)». – «Иса – раб Аллаха, и создан он по Слову Всевышнего Марьям (Батули), т. е. рожден Словом Аллаха: «Ты будь», – ответили мусульмане. Тогда Наджаши вернул подарки курайшитам, и еще больше встал на защиту мусульман. Мушрикины вернулись ни с чем.

Мудрости и уроки

Какие же мудрости и уроки можно извлечь из этого случая? В первую очередь, основой всей силы является истинная вера и крепкая связь с ней. Истинная вера – ограда защиты состояния, земли, достоинства и свободы. Поэтому мусульмане должны использовать все силы для ее защиты. Если придется отдать за религию все, нужно отдать. Потому что без истинной веры или отходе от нее можно лишиться родины, состояния, земли. Но при установлении истины и укреплении в сердцах людей глубокого вероубеждения, все, что было отдано вернется. С сотворения мира Всевышним Аллахом установлено, что моральные силы защищают физические силы. При сильной идеологии и морали, государство во всех отношениях будет защищено. Морально разложенное общество непременно развалится. Человек не замечает этот развал, так как его жизнь коротка. И мы это можем наблюдать. Так же может быть, что государство с сильной верой лишено материальной силы, но и это непременно будет возвращено.

Нет истинной и цельной картины жизни, мира и человека, как в Исламе. Так же нет другого такого чистого и правильного общества, как в исламском вероубеждении. Поэтому одним из призывов к Исламу является пожертвование своей родиной и жизнью, если понадобится. Только лишь этим мусульмане сохранят свою родину и состояние. Поэтому Всевышний предписал переселение мусульманам при давлении со стороны мушрикинов. Опасаясь за их веру и ради Ислама, Пророк (мир ему и благословение) посоветовал сподвижникам покинуть родину. Не секрет, что очень трудно покидать родину и жить на чужбине. Переселение сподвижников тоже не является побегом от трудностей к более легкой жизни.

Во-первых, это замена одной трудности на другую для приобретения облегчения в религии.

Во-вторых, из этого переселения мы видим истинную связь между Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и пророком Исой (мир ему). Наджаши был человеком, исповедующим религию Исы (мир ему), и он крепко держался за нее. Он не мог изменить своей вере и поддержать тех людей, которые притесняют признающих Инжил (Евангелие) и пророка Ису (мир ему), согласно Корану. Мы видим в какое состояние пришел и как среагировал Наджаши, когда мусульмане прочитали аяты о его пророке, и что он сказал на это. А сказал он это в присутствии ученых, знающих Инжил. Это лишний раз подтверждает ложность учения о том, что Иса (мир ему) сын Аллаха, что Бог триедин в одном лице. Все это выдумки людей.

Возвращение

Через какое-то время мусульмане услышали, что мекканцы приняли Ислам и вернулись на родину. Но по приближении к Мекке они узнали, что те сведения были ложны. Тогда их под свою защиту взяли некоторые влиятельные мекканцы, и только после этого они вступили в город, некоторые из них вступили тайно. Из этого мы тоже видим, что при необходимости мусульманин может принять защиту неверующего. Но для этого необходимо соблюдать три условия: это не должно мешать призыву к Исламу, нельзя при этом соглашаться с греховными делами и эта опека не должна обязывать к изменению каких-либо положений истинной веры. При нарушении этих условий нельзя вступать под защиту неверующих. Доводом этому служит то, что когда Абуталиб сказал Мухаммаду (мир ему и благословение), чтобы тот не призывал к Исламу, потому что ему трудно будет его защитить, Пророк (мир ему и благословение) не согласился и решил оставить его. Затем Абуталиб подумал и сказал, чтобы Мухаммад не уходил и до смерти совершал даават, и он защитит его.

Да поможет Всевышний всем мусульманам работать во благо Ислама так, чтобы Он Сам был бы доволен нами!