Взятие Иерусалима. Часть 2

9 Март 2017

Краткое содержание первой части

В 15 г. по хиджре мусульманские войска под командованием выдающегося сподвижника Пророка Абу Убайды (да будет доволен им Аллах) держали в осаде город трёх религий – Иерусалим. Испокон веков власть над этим священным городом устанавливали многие региональные и мировые державы. В 7 веке в борьбу за овладение Иерусалимом вступила новая сила – исламское государство, ведомое халифом Умаром (да будет доволен им Аллах). Но взять хорошо укреплённый город никак не удавалось, осада длилась четыре месяца. Но так продолжаться долго не могло, начались переговоры, на которых патриарх, представляющий интересы жителей Иерусалима, идти на условия мусульман категорически отказался. Едва не сорванные переговоры были восстановлены тем же патриархом, вернее, его словами.

О нём сказано в Священном писании

Патриарх заявил, что согласно их священным писаниям, город Иерусалим будет завоёван одним из сподвижников пророка Мухаммада по имени Умар, также известным как Аль-Фарук (отделяющий истину ото лжи). (Согласно другой версии, он сказал, что его имя состоит из трёх арабских букв). Далее он описал его качества, сказал, что это строгий человек, не боящийся осуждения во имя истины. «Но человека с таким описанием и характеристикой мы среди вас не видим», – заключил патриарх. Абу Убайда (да будет доволен им Аллах), услышав такое откровение, улыбнулся и с ликованием воскликнул: «Клянусь Господом Каабы, город будет взят». Затем, обратившись к патриарху, он сказал: «Это ведь наш халиф и сподвижник нашего Пророка». «Если это так, то мы без какого-либо сопротивления сдадим ему город и будем выплачивать джизью», – заверил патриарх.

Иерусалим ждёт

После завершения переговоров Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) написал халифу письмо, в котором указал на всю тяжесть осадного положения, но при этом отметил, что мусульмане полны терпения и стойкости. Умару (да будет доволен им Аллах) было также доложено о встрече с патриархом и о том, что его приезд может остановить кровопролитие и даровать им долгожданную победу. Халиф вынес этот вопрос на обсуждение шуры (совета старейшин). Усман (да будет доволен им Аллах) советовал Умару не отправляться в Иерусалим и продолжать осаду до их полной капитуляции. Али (да будет доволен им Аллах) придерживался противоположного мнения и предложил халифу отправиться в путь и видел в этой акции поддержку мусульман. Халиф принял совет Али, а его самого уполномочил быть управляющим Мединой в его отсутствие.

Вдохновенная речь халифа

Когда Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) стало известно о прибытии халифа, он в сопровождении мухаджиров и ансаров вышел ему навстречу. Эта была встреча двух близких по духу людей, которые преданно служили Исламу. Когда-то они плечом к плечу противостояли язычникам в Мекке, затем были вынуждены покинуть свою родину и эмигрировать в Медину. Увидев друг друга, они крепко обнялись и вплоть до приезда в Иерусалим о чём-то долго говорили. Но ещё до прибытия в Иерусалим Умар обратился к войску со словами наставления, которые в понимании сущности религии имеют сверхважное значение. Поэтому приведём некоторые цитаты этой проповеди.

Умар начал свою речь с восхваления Всевышнего за Его несметные дары. «Хвала Аллаху, оказавшему нам почет Исламом и наставившему нас пророком Мухаммадом , избавившему от заблуждения и объединившему нас после того, как мы были разделены. Восхваляйте же Его за дары, и тогда они непременно будут увеличены». После вступительных слов Умар указал на основу основ всего исламского вероучения – богобоязненность. «Я завещаю вам проявлять богобоязненность по отношению к Господу, который останется жить навечно, тогда как всё остальное погибнет. Поклоняющимся Ему Он оказывает поддержку, а врагов своих уничтожает». Затем халиф затронул тему новаторства и измышления в религии (бид'а), назвав это худшим из деяний: «Постоянствуйте в сунне вашего Пророка. Умеренность в сунне лучше усердия в новаторстве». В продолжение своей проповеди Умар сказал: «О люди! Посланник Аллаха, так же, как и я, стоял перед вами. Он говорил, что необходимо следовать пути его сподвижников, затем тех, кто идёт после них, и тех, кто следует за ними. После этого появилась ложь, а свидетельствовать стали люди, которые недостойны этого. Кто желает попасть в Рай, тот пусть придерживается большинства (джамаата). Просите защиты от шайтана! Пусть никто из вас не остаётся наедине с чужими женщинами, ведь они являются сетями шайтана». И в заключение халиф рассказал о важном признаке, по которому определяют истинно верующего человека. «Если кого-то радует его благодеяния и огорчают злодеяния, то этот человек является муъмином (верующим)».

Продолжение следует…

По материалам книги «Аль-Фарук Умар ибн Аль-Хаттаб»

Подготовил Хаджимурад Алиев

Смотрите также:

Битва за Иерусалим. Часть 1