Освобождение Иерусалима Салахуддином Аль-Аюби

21 Декабрь 2023
3286

Битва при Хаттине. Часть 2

В битве при Хаттине 3 июля 1187 года армия Салахуддина нанесла сокрушительное поражение объединённым силам крестоносцев Шама. Военно-политическая ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке после разгрома крестоносцев, представляла большую опасность для Иерусалимского Королевства и княжеств Триполи и Антиохии.

После того как Салахуддин уничтожил своих основных врагов, ему ничего не мешало завоевать все города и крепости Шама, которые были под властью христиан. Более того, крестоносцы в Битве при Хаттине понесли огромные потери.

Бежав от мусульман, они оставили на поле боя большое количество боеприпасов и снаряжения, а многие их рыцари, полководцы и князья во главе с королём Иерусалима Ги де Лузиньяном попали в плен. По сути, после этого некому было вести армию крестоносцев в бой.

Вдобавок к этому Западная Европа только в 1187 году (583 году по хиджре) обратила внимание на положение в Шаме и опасность, которая нависла над государствами крестоносцев.

Учитывая, что для снаряжения очередного крестового похода в Западной Европе необходимо было определённое время, Салахуддин решил воспользоваться этим и приступил к освобождению от крестоносцев городов и крепостей Шама. Он действовал очень быстро и молниеносно наносил удары по очередному укреплению крестоносцев.

На самом деле завоевание этих городов и крепостей в военном смысле представляло собой не войну, а скорее, прогулку армии по территории противника, ибо сопротивление защитников этих городов было очень слабым, и мусульмане с лёгкостью брали их.

Были случаи, некоторые города и крепости сдавались, как только армия Салахуддина появлялась под их стенами, потому что у них не было достаточно сил для их защиты. Таким образом, за короткое время Салахуддин завоевал крепости Тивериаду (Табарию) и Акру (Акко), города Галилеи и другие прибрежные поселения.

К концу месяца Джумада аль-Ахира под властью крестоносцев к югу от Триполи не осталось ни одного города, за исключением Тира, Ашкелона, Газы и нескольких отдельных крепостей, относящихся к Иерусалимскому королевству.

После завоевания каждого из вышеназванных городов и крепостей Салахуддин давал их жителям свободу выбора, и любой из них мог остаться там или уйти. Большинство жителей этих городов и крепостей ушли в Тир. Учитывая это, Салахуддин решил, что в этом городе для жителей сложилось трудное положение, и предпочёл отправиться в другой. Так он приступил к завоеванию Ашкелона.

После завоевания Ашкелона и других городов, находившихся по соседству с ним, Салахуддин приступил к осуществлению своей основной цели, к которой он так долго шёл и ради которой так много делал – освобождение Иерусалима (Байт аль-Макдиса) и изгнание крестоносцев из этого региона.

Итак, готовясь к этому шагу, он отсёк даже возможность морской атаки крестоносцев на побережье Шама во время осады Байт аль-Макдиса. Он написал командующему его флотом в Египте Хусамуддину Лулу, чтобы он перевёл сюда флот из Египта и закрыл кораблям крестоносцев путь к побережью Шама.

Таким образом, Салахуддин обеспечил защиту тылов своей сухопутной армии и замкнул круг осады Иерусалима. После этого он призвал жителей города отправить к нему делегацию для обсуждения условий, на которых Иерусалим сдастся.

Жители Иерусалима, знавшие о падении многих городов и крепостей перед Салахуддином, были в курсе того, какой мощью обладает его армия и в какую ловушку они попали. Учитывая всё это, они отправили к нему делегацию, которая встретилась с ним у города Ашкелон.

Салахуддин предложил им сдать город на тех же условиях, на которых сдались остальные города и крепости крестоносцев, то есть он гарантировал им жизни, неприкосновенность женщин, детей и имущества, а также позволял тому, кто пожелает, безопасно покинуть город. Жители Байт аль-Макдиса отказались сдать город на этих условиях. Тогда Салахуддин поклялся, что он возьмёт его мечом.

Не желая силой захватывать священный как для мусульман, так и для христиан город, Салахуддин ещё раз предложил жителям Иерусалима сдать город, но они опять отказались. И только после этого он приказал приступить к штурму.

В Иерусалиме собралась шестидесятитысячная армия крестоносцев, которая была готова защитить город от войск Салахуддина. В начале сражения им удалось даже убить одного из командующих Салахуддина и его окружение.

Салахуддин прибыл в Иерусалим 20 сентября 1187 года (15 числа месяца Раджаб 583 года по хиджре) и разбил лагерь перед северными и северо-западными стенами города. После этого армия приступила к штурму города, но на этой стороне она столкнулась с прочными укреплениями и большой концентрацией солдат.

Вдобавок к этому солнечные лучи, которые били в глаза воинам, до полудня мешали им получить необходимый для боя обзор. Поэтому в течение пяти дней Салахуддин ходил вокруг стен города в поисках места, где армия могла бы расположиться лагерем, пока не нашёл место на северной стороне, где расположен иудейский храм.

С этой стороны городские стены были менее укреплёнными, поэтому 25 сентября (20 числа месяца Раджаб) он приказал армии перейти на эту сторону. К вечеру 25 сентября войска передислоцировались на новое место, и воины приступили к установке катапульт.

Как только началась битва, обе стороны обменялись ударами катапульт. Жители Байт аль-Макдиса, так же, как и мусульмане, яростно сражались, поскольку каждая сторона видела в этой войне свой долг и неизбежное обязательство, для которого не нужен приказ от правителя.

Когда крестоносцы увидели, как развиваются события на поле боя, они осознали, что находятся на грани уничтожения и созвали совет для обсуждения сложившейся ситуации, на котором решили попросить у Салахуддина дать гарантию безопасности для себя.

С этой целью они отправили к Салахуддину делегацию, которая поставила ему условие: после сдачи города проявить уважение к крестоносцам, а тому, кто захочет – разрешить покинуть город.

Это были те же самые условия, на которых Салахуддин ранее предлагал им сдать город, но теперь он отказался принять их, потому что практически уже завоевал город. Он сказал: «Я не поступлю с вами иначе, чем вы поступили с жителями Байт аль-Макдиса, когда вы взяли его в 491 году, убив и пленив их. Возмездие за зло должно быть равноценным».

Положение крестоносцев внутри города после этого только ухудшалось, и они с тревогой смотрели на ожидавшую их судьбу. Им не оставалось ничего иного, кроме как сделать ещё одну попытку уговорить Салахуддина помиловать их. Однако Салахуддин ранее поклялся, что он завоюет Иерусалим мечом, и только безоговорочная капитуляция города могла освободить его от клятвы.

Однако, учитывая настойчивость жителей Иерусалима, после консультации с военным советом было решено позволить крестоносцам покинуть город в обмен на десять динаров с каждого мужчины, независимо от того, богат он или беден, пять динаров с каждой женщины, два динара с ребёнка. А те, кто остаётся в городе, попадут в плен. На выплату выкупа было отведено сорок дней, и кто не выплатит свой выкуп в срок, должен был стать собственностью мусульман.

Но оказалось, что в городе около двадцати тысяч бедняков, которые не владеют нужной для выкупа суммой, и Салахуддин согласился с тем, что Балиан (предводитель защитников Иерусалима) выплатит сумму в тридцать тысяч динаров за восемнадцать тысяч из них.

Салахуддин вошёл в Иерусалим в пятницу 2 октября (27 числа месяца Раджаба), и этот день совпал с годовщиной Ночи аль-Исраъ ва аль-Ми‘радж (Ночи вознесения Пророка ﷺ).

Одним из примечательных событий, произошедших после завоевания Иерусалима, было то, что Сайфуддин Аль-Адиль попросил своего брата Салахуддина проявить большую милость и освободить тысячу бедных пленных крестоносцев в награду за его услуги в этой битве. Салахуддин отдал их ему.

Патриарх, обрадованный этой милостью султана, не мог не попросить его выдать ему несколько бедняков, чтобы освободить их. Салахуддин удовлетворил его просьбу, а затем объявил, что освободит всех пленных стариков и старух. Он также пообещал женщинам крестоносцев освободить их мужей, которые попали в плен, а вдовам и сиротам выплатил из казны средства на существование.

Доброта Салахуддина и его снисхождение к жителям павшего перед ним Иерусалима были категорически противоположны действиям крестоносцев во времена Первого крестового похода. Это стало примером снисходительности мусульманина, который, имея возможность и силы наказать тех, кто причинил ему зло, не только простил их, но и проявил к ним доброту.

Затем Салахуддин приступил к восстановлению мусульманских святынь в Байт аль-Макдисе. Он восстановил Купол Скалы и Мечеть Аль-Акса, приведя их в прежний вид. Он также снял большой крест, который крестоносцы установили на вершине Купола Скалы.

В то же время скалу омыли розовой водой и умастили благовониями. После этого в пятницу 9 октября (4 числа месяца Шаабан) Салахуддин вошёл в мечеть Аль-Акса, совершил в ней джума-намаз и поблагодарил Всевышнего Аллаха за помощь и за победу.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.