Некоторые дискуссии Имама Аль-Бакиляни с византийским императором

29 Июль 2017 40

Часть 2

В продолжение предыдущей статье мы расскажем о других дискуссиях великого учёного Ахлю Сунны Кадия Абу Бакра Мухаммада ибн Тайиба ибн Мухаммада ибн Джа’фара ибн Касима аль-Бакиляни аль-Басри аль-Малики аль-Аш’ари, которая случилась у него с византийским императором.

Также Кадий Имам Аль-Бакиляни сам рассказал:

«На одном собрании византийский император спросил меня:

- Что вы говорите о Масихе Исе, сыне Марьям (мир ему)?

- Дух Аллаха, его слово, раб, пророк и посланник. Аллах сотворил его подобно тому, как сотворил Адама (мир ему) из земли.

Затем я прочитал ему аят из Корана, где говорится об этом…

- О мусульманин! Вы утверждаете, что Масих раб?

- Да, так мы говорим, и это то, что мы знаем из нашей религии.

- Но вы не говорите, что он сын Аллаха?

- Да остережет Аллах нас от такого! Всевышний Аллах не имел детей, и нет помимо него другого божества, поистине, то, что вы говорите, чудовищная ложь. Если вы сделали Масиха сыном Аллаха, то кто же является Его отцом, братом, дедушкой, дядей?

И я ему перечислил всех родных…Тогда император пришёл в замешательство и воскликнул:

- О, мусульманин! Разве раб способен что-то творить, оживлять, умертвлять, озарить слепого и исцелить прокажённого?

- Конечно же, раб не может делать этого. Ведь это всё по Воле Всевышнего Аллаха.

- Если всё так, как может быть Масих рабом Аллаха и одним из Его созданий, когда он пришел с этими великими знамениями и сделал всё вышеперечисленное?

- Да остережёт Аллах от этого! Масих не оживлял и не умертвлял, не озарял слепого, не исцелял прокаженного.

После этого император начал теряться и выходить из себя и продолжил свои вопросы:

- О, мусульманин! Ты отрицаешь всё это, несмотря на широкую известность этих случаев среди людей?

- Ни один человек из числа учёных не говорил, что пророки (мир им) сами совершают эти чудеса (муʻджизаты). Поистине, это всё делает Всевышний Аллах руками пророков (мир им), подтверждая их пророчество как свидетельство их истинности.

- Но многие из тех, кто придерживается вашей религии и которые известны среди вас, будучи здесь у меня, утверждали, что это (рассказы о чудесах Масиха) написано в ваших книгах.

- В нашей книге написано, что всё это происходит только по воле Всевышнего Аллаха.

Далее я ему прочитал аят Корана, в котором речь идёт о Масихе – «По Воле Аллаха», и продолжил: «Ведь Масих делал всё это делал не собственноручно, а только по воле Всевышнего Аллаха, который Единственен, и нет Ему сотоварища. Если Масих собственноручно своим могуществом смог бы исцелить прокажённых и слепых, тогда можно было бы сказать, что Муса (мир ему) раздвинул воды моря и вытащил свою руку белой.

Все чудеса пророков (мир им) исходят не от них самих, на то имеется Воля Создателя. Если все эти чудеса не исходят не от них, то нельзя относить чудеса, которые были совершены руками (исходили от) Масиха, именно к нему».

Ибн Хайян передаёт, что ему рассказали следующую историю:

«Однажды Абу Бакр Аль-Бакиляни договорился с императором о встрече с ним на одном из христианских праздников в назначенный день. Когда Абу Бакр пришёл, праздник был в разгаре и достиг своей кульминации. Император подозвал его, добродушно расспросил и посадил поближе к себе, рядом с троном императора. Император сидел во всей красе, его окружали государственные деятели, которые сидели согласно положению и занимаемой должности.

Последним пришел на праздник верховный патриарх в окружении своей свиты, под чтение стихов из Инджиля. Когда патриарх дошёл до середины зала, император и люди, которые сидели вокруг него, встали в знак уважения к нему. Выказав все знаки уважения, император усадил патриарха рядом с собой, а потом обратился к Абу Бару Аль-Бакиляни:

- О факих, патриарх является блюстителем и покровителем нашей веры.

Аль-Бакиляни поприветствовал патриарха, расспросил его и в конце сказал:

- Как твоя семья и дети?

Этот вопрос оказался очень неприятным для него и для всех, кто присутствующих. Они, закрыв лица, выразили недовольство этим вопросом Абу Бакра.

- О люди. Вы возвеличиваете этого человека, не допуская у него существование семьи и детей. Однако вы не возвеличиваете Всевышнего Аллаха, вашего Господа и относите к Нему такое (наличие семьи и детей) в подтверждение вашего мнения о том, что Иса – Его сын, ошибочность которого и так ясна.

После этих слов их руки опустились, и они не нашли чем ответить Абу Бакру. После этого в их сердцах появилось почтение к Абу Бакру, и они отказались от дальнейшего спора с ним.

Затем император спросил у патриарха:

- Каково твое мнение насчёт этого человека?

- Дай ему то, что он требует, и отправь обратно из страны этого иракца, если возможно, сегодня же. В противном случае нет гарантии, что он не наведёт смуту среди христиан.

Византийский император так и сделал. Исполнил все его нужды, одарил подарками и быстро отправил посла обратно в сопровождении группы воинов, которые доставят его в безопасное место.

Абу Бакр аль-Бакиляни умер в 403 году хиджры (1013 г.) и похоронен в Багдаде. Хафиз Ибн Асакир пишет, что шейх Абу Абдуллах сказал: «Шейх Абуль-Фадль Ат-Тамими Аль-Ханбали присутствовал в день его смерти на соболезновании вместе со своими братьями и учениками и был очень опечален. Он повелел, чтобы они, стоя перед его телом, сказали следующее: «Это помощник сунны и религии, это имам мусульман, это тот, кто защищал шариат от языков противников, это тот, кто составил 70 000 листков в опровержение безбожников». Он сидел для соболезнования со своими учениками три дня, не покидая места, и в дальнейшем посещал могилу каждую пятницу».

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.