Величайший ученый и суфий Шейх Ахмад Заррук

6 Сентябрь 2018 1369

Шейх Ахмад Заррук – величайший учёный и суфий, видный факих маликитской богословско-правовой школы Ислама – родился в 846 году по мусульманскому летоисчислению в г. Фес, расположенном на территории нынешнего Марокко.

Его полное имя – Абуль-Аббас Ахмад бин Ахмад бин Мухаммад бин Иса аль-Баранси аль-Фаси; он более известен под прозвищем Заррук. Слово «Заррук», означающее «синий», было прозвищем его деда, который был голубоглазым, впоследствии это прозвище перешло к внуку и закрепилось за ним.

Шейх Ахмад Заррук был из берберского племени баранси, которое проживало между городами Фес и Таза. Родился он в одной из деревень этой местности двадцать восьмого числа месяца мухаррам в 846 году хиджры. Через два дня после его рождения умерла его мать, а ещё через два дня умер и отец. Тогда его воспитанием занялась бабушка, которая была учёным человеком, звали ее Умм аль-Банин.

Его праведная бабушка приложила большие усилия, чтобы Ахмад Заррук получил хорошие знания ещё в молодом возрасте. Так, до исполнения десяти лет он уже знал наизусть священный Коран, а также владел ремеслом кожевника. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он оставил своё ремесло, посредством которого зарабатывал себе на жизнь после смерти бабушки, и полностью отдался учёбе и наставлению людей. Ахмад Заррук обучился у видных учёных своего времени, таких как имам аль-Каври, аз-Зархуни, Абдуллах аль-Фаххар, шейх Али ас-Сабт, шейх Абдуррахман ас-Сааляби, Ибрахимат-Тази, ас-Сануси и другие. Последний – ас-Сануси – является одним из великих учёных Ислама и известен как автор известных трудов по вероубеждению. У этих учёных он глубоко изучил различные исламские науки.

В 873 г. х. Ахмад Заррук вознамерился отправиться в паломничество в Мекку. По пути он на некоторое время остановился в Каире, затем, исполнив обряды хаджа в Мекке, он на год остался в Медине. Через год Ахмад Заррук вернулся в Каир, где стал изучать науку тасаввуф у шейхов и прочие исламские науки у больших учёных, среди которых были: Ибн Хаджар аль-Аскалани, имам ас-Сахави, Абу Исхакат-Танухи, Нуруддин ас-Санхури и другие. Изучив науки, он стал одним из самых авторитетных учёных, к которому приходили за знаниями как суфии, так и факихи. Это неудивительно, потому что одной из его целей было объединение фикха и тасаввуфа. Он считал, что эти обе науки взаимосвязаны, и по этой причине его прозвали «объединяющим шариат и хакикат».

В 877 г. х. Ахмад Заррук возвращается к себе на родину в г. Фес. По пути, в ходе посещения городов Триполи, Тунис и Беджая, он переписывается с шейхом Ахмадом бин Акаба аль-Хадрами. В Фес он вернулся в 879 г. х., где прожил четыре года, занимаясь распространением исламских наук. Также он пишет книги и письма, в которых порицает невежественных факихов и лицемерных псевдосуфиев. Как было сказано, он порицал факихов, не изучавших тасаввуф, и суфиев, не изучавших фикх.

После этого он решает покинуть свою родину и поселиться в другом месте. Его выбор падает на город Беджая, где у него были ученики и последователи, и куда он переезжает в 884 г. х. В том же году он покидает Беджая и отправляется в Каир, чтобы встретиться со своим шейхом аль-Хадрами. Остаток года, а также последующий год Ахмад Заррук проводит в Каире, где он налаживает более тесные связи с учёными. Там же он получает ещё более широкую известность, и вокруг него сплачивается всё больше учеников и последователей.

В 886 г. х. Ахмад Заррук вознамерился поселиться в городе Мисрата. Поселившись в этом городе, он провёл там остаток своей жизни, не переставая служить исламской науке и наставлять людей на истинный путь.

Шейх Ахмад Заррук написал ряд ценнейших трудов, которые до сих пор являются настольными книгами многих мусульман. Среди них как самую известную можно выделить книгу «Каваидат-тасаввуф» о правилах науки тасаввуф, она получила большую популярность среди мусульман. Также он написал толкование Корана «Тафсир аль-Куран аль-азим»; комментарии к книге «Рисаля Ибн АбиЗайд аль-Кайрувани» о вероубеждении; толкование девяноста девяти Прекраснейших Имён Аллаха; три комментария к «Матн аль-Куртубия»; толкование книги «Даляиль аль-хайрат»; «Китаб ан-Насаих»; тридцать шесть толкований книги «Хикам» Ибн Атаиллаха, то есть только тридцать шесть отдельных книг являются толкованием одной книги. Это всё, несомненно, указывает на обширные и глубокие знания шейха Ахмада Заррука.

Шейх Ахмад Заррук является двадцать седьмым шейхом в цепочке (сильсиля) шейхов Шазилийского тариката. Он получил иджазу от своего шейха и наставника Ахмада бин Акаба (ум. в 857 г. х.), а передал её Абу Салиму Ибрахиму, более известному как Абу Исхак Ибрахим аз-Зархуни по прозвищу Афхам (ум. в 929 г. х.).

В книгах дагестанских учёных и шейхов его чаще всего упоминают и цитируют в книге «Канз аль-маариф» шейха Сайфуллаха-кади, да освятит Аллах его душу. Это неудивительно, ведь Сайфуллах-кади и сам являлся шейхом шазилийского тариката и был первым, кто принёс этот тарикат на Кавказ.

Умер шейх Ахмад Заррук в 899 г. х. в возрасте шестидесяти трёх лет и похоронен в г. Мисрата на территории нынешней Ливии.

Да будет доволен Всевышний Аллах шейхом Ахмадом Зарруком, освятит его душу и дарует нам его благодать и заступничество. Аминь!

Ибн Хадж Аль-Гидатли

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.