Испытания детей Адама

17 Март 2011
1936

Польза обращения к Аллаху.

Испытания детей АдамаПо божественному предопределению, человек появляется на этот свет слабым существом, и в таком же виде возвращается ко Всевышнему. И это, несмотря на те достоинства, которыми Аллах одарил человека, а именно: Сам Творец подчинил венцу своего творения - человеку - всё из остального, созданного Им.

Несмотря на такое великое почтение, человек всё же - существо слабое. Таким его создал Всевышний. Аллах в Коране говорит (смысл): “Аллах хочет облегчения для вас и поэтому сотворил человека слабым”. В другом аяте Всевышний говорит: “О люди, воистину вы - нуждающиеся в Аллахе, а Он безгранично богат и не нуждается ни в ком, Он абсолютно независим, вы же - нуждаетесь в Аллахе”.

Когда мы говорим о бедности или слабости, это не значит, что человек сотворён бедным в материальном отношении. Ни материальная, ни имущественная стороны жизни тут не имеются в виду. Здесь подразумевается, что Аллах сотворил человека испытывающим нужду во всём и всегда. Во всех своих делах и начинаниях человек испытывает нужду. Кем бы ни был человек, он не обходится без поддержки другого человека, без чьей-либо помощи, и особенно без помощи Всевышнего.

Слабость человека.

В чём же заключается та слабость, о которой нам сообщает Творец? Она заключается в том, что Аллах, одарив нас разумом, вместе с тем, испытывает нас, подвергает постоянно испытаниям нашего же нафса, который всегда приходится перебарывать, который вечно препятствует и не даёт нам действовать соответственно тому разуму, который диктует нам благое. Человек, совершая поступки, которые противоречат его разуму, и понимая, что он должен поступить иначе - действует противоположно тому, что диктует ему разум. Он ничего с собой не может поделать в этом случае, так как в этом ему препятствует его нафс!

Помимо нафса, который постоянно заставляет нас противиться разуму, Аллах сотворил также и сатану, который также не даёт нам следовать разуму. Наш разум познал существование Создателя, он также очень легко познал, что дозволено, а что запретно. Но, увы, действовать велениям нашего разума очень тяжело, потому что именно здесь вот проявляется слабость. Человек ничего не может с собой поделать и идёт на поводу нафса, на поводу шайтана, о котором Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: “Воистину, шайтан проходит по кровеносным сосудам человека”. Аллах в Коране говорит: “Воистину, шайтан для вас враг, и вы обращайтесь с ним - как с врагом (т.е. боритесь с этим врагом)!”.

Вот в чём проявляется слабость… Слабость - это то свойство, которым Всевышний отличил людей от ангелов. Ангелами не овладевают ни шайтан, ни нафс, который всегда призывает лишь к мерзким деяниям. Человек же постоянно испытывается Аллахом этими врагами, которые находятся внутри него самого.

Испытания детей Адама.

Всевышний также испытывает человека различными бедами и благами. Аллах в Коране говорит: “Я посылаю вам блага и беды, чтобы испытать вас”. Тут имеется в виду, что Создатель испытывает человека как хорошей, сладкой жизнью, так и бедами и лишениями. Здесь также проявляется слабость человека, когда он проходит через эти испытания. Также Аллах говорит: “Вы непременно будете испытаны своим имуществом, своими душами (т.е. потерей близких), также вы непременно услышите много плохого о тех, кому была ниспослана Книга до вас, и о тех, кто придаёт Всевышнему сотоварищей”. В последнее время многие стали свидетелями, как некоторые западные СМИ пытались осквернить имя Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Об этом Всевышний нас предупредил в вышеприведённом аяте. Это тоже - своего рода испытание для нас.

Также Аллах говорит: «Я непременно испытаю вас страхом, голодом, недостатком в имуществе, в душах, в лишении урожая». Это всё - испытания от Всевышнего. Во всех испытаниях проявляется наша слабость, с которой Аллах сотворил каждого из нас.

Но мы ведь можем сказать: о Аллах, Ты повелеваешь нам богобоязненность, Ты повелеваешь нам стойкость на истинном пути, Ты повелеваешь нам смерть, будучи мусульманами, и в то же время, о Всевышний, Ты подвергаешь нас различным испытаниям - как же быть в этом случае? У каждого может возникнуть такой вопрос, ответ на который находим в Коране, где Всевышний говорит: “Бегите, устремляйтесь к Аллаху!”. Вот здесь, в этом аяте - и кроется ответ. Всегда, когда мы обнаруживаем в себе слабость, обнаруживаем внутри себя потребность во Всевышнем - нужно устремляться к Нему, нужно обращаться к Аллаху.

В следующем аяте Он говорит: “Я ниспослал какой-либо общине посланника не иначе, как испытав их нищетой и бедами, чтобы они обратились с мольбой к Аллаху”. Этими самыми испытаниями и бедами Всевышний и призывает нас к Себе, чтобы мы обращались к Нему - ибо Он любит это. Он любит, когда раб, поняв свою слабость перед Ним, обращается к Нему. Вот, что доказывают каждому из нас эти испытания! Человек начинает осознавать, что он не может распорядиться самим собой и не может сделать даже то, что он считает правильным - без помощи Всевышнего, тогда, когда он понимает, что он слаб, что он не хозяин собственной души и не хозяин самому себе. Вот какое таинство скрыто в этих испытаниях! Человек сам ничего не может сделать без помощи Аллаха. И Он говорит: «Чтобы они (род людской) обратились с мольбой ко Мне». Всевышний нас заставляет обращаться к Нему - и в этом, конечно же, есть спасение.

В чём же спасение?

Когда мы понимаем, что мы слабые существа, что не способны на совершение плохого или хорошего без помощи Аллаха, мы убеждаемся, что целиком и полностью принадлежим Всевышнему, и что только с Его помощью мы способны на что-либо. Вот для этого Господь и сотворил эти испытания внутри каждого из нас - ими Он испытывает нас всю жизнь. Чтобы человек встал перед зеркалом своей души, и понял, что он - раб, принадлежащий только Аллаху, раб, которого Всевышний сотворил в том облике, в котором Он захотел.

От нас требуется обращение к Аллаху. Надо, обращаясь в бегство ото всего остального в мире - устремиться только ко Всевышнему. А Он Сам говорит: «Бегите к Аллаху, устремляйтесь к Аллаху!». В бедах, в невзгодах, тогда, когда вы не можете ничего с собой поделать - устремляйтесь к Всевышнему, откройте Ему свою душу и просите у Него.

Человека к этому стремлению должно привести его внутреннее состояние. Он должен явно осознавать, что он - раб Аллаха. К сожалению, мы очень часто забываем об этом. Когда у нас успех в делах, когда мы поднимаемся вверх по карьерной лестнице и когда нам хорошо и весело - мы об этом… забываем и начинаем отдаляться от Всевышнего. Нужно обращаться к Аллаху покорно, понимая свою ничтожность перед Его величием, свою абсолютную зависимость от Него. Это и будет нашим устремлением к Нему.

Да, Всевышний сотворил в нашей душе противников, врагов внутри нас самих. Когда бы мы ни прислушались к нашему нафсу, он всегда призывает нас только к отдалению от Аллаха. Нафс всегда призывает к совершению греха и ослушанию Всевышнего.

Помимо нафса есть ещё и сатана, у которого огромное войско и свои средства для введения нас в заблуждение, чтобы мы совершали такие поступки, которые гневят нашего Создателя. Но, несмотря на это, наша задача – проявив смирение, обратиться ко Всевышнему со словами, - «О Аллах, мне хочется вернуться к Тебе, мне хочется совершать только благие деяния! О Аллах, спаси меня от моего нафса. О Аллах, окажи мне поддержку в борьбе против шайтана. Я хочу идти по Твоему истинному, верному пути. Окажи мне Свою помощь!». Когда раб искренне обращается ко Всевышнему с этими словами, он может в корне изменить свою жизнь.

Есть масса людей, которые не могут отказаться от употребления алкоголя, не могут ничего поделать с собой, когда их тянет к наркотикам, курению, к совершению разного рода грехов. В этом случае, если эти люди обратятся искренне к Аллаху именно таким вот образом, который мы упомянули выше - то этим людям Всевышний обязательно поможет. И здесь, вместо слабости у этого раба появится сила, и этот раб изменится. Такое обращение к Богу и устремление к Нему, может спасти всю нашу умму.

Мы знаем, что нас всегда окружают как внешние, так и скрытые враги. Поэтому, Господь предписывает, чтобы мы пользовались тем же оружием и средствами, которыми пользуется наш враг.

Но в то же время эти средства, эта сила не может дать ничего, если в них нет души. Душой же в этих средствах является обращение ко Всевышнему с мольбой. Мы должны воспользоваться теми средствами, которые Он для нас сотворил. Говорить, что «меня спасёт Аллах» и сидеть, сложа руки и ничего не делать - нельзя. Нельзя также уповать только на эти средства. Наряду с этими средствами должно быть их основное оружие – это покорность перед Богом и обращение к Нему.

Животные покинули лес.

Приведём по этому поводу один пример из истории сподвижника Утбата ибну Нафи (да будет доволен им Аллах). Он, вместе со сподвижниками, отправляется в Африку для того, чтобы призвать африканские народы к Исламу. Дойдя до места, он вынес решение, что для того, чтобы добиться успеха, необходимо обосноваться именно в том месте, где они остановились, а это была местность, где сейчас находится знаменитый город Кайраван (Кайруан). Это место было вообще непригодным для поселения, так как там были африканские джунгли, где обитали разные хищные животные и ядовитые змеи. Но, однако, по его решению, остановиться было необходимо именно там. Что же эти сподвижники сделали? Пятнадцать человек, столько их было, с утра до вечера просили у Всевышнего помощи, и, в конце концов, Утбат ибну Нафи (да будет доволен им Аллах) обратившись в сторону джунглей к животным, которые не понимают человеческого языка, говорит: “О хищники, мы прибыли для того, чтобы исполнить веление Всевышнего, мы прибыли, чтобы распространить среди здешних народов религию Аллаха. Просим вас: покиньте ваши места, освободите этот лес!”.

Это факт, которому были свидетелями все находившиеся там сподвижники и те народы, которые находились там в то время. Это всё записано в истории. На следующий день эти животные вместе с детёнышами начали покидать лес. И это только потому, что Всевышний оказал поддержку, когда к Нему обратились. Аллах отвечает на мольбы. Но нужно, конечно же, искренне обращаться к Нему. И обитатели тех земель были потрясены тем, что все животные покинули лес и поселились вдалеке от него. Там сподвижники вместе с Утбат ибну Нафи (да будет доволен им Аллах) и обосновались - и там, в этом месте, вырос город Кайраван (Кайруан).

Вот, что происходит, когда мы обращаемся к Всевышнему искренне. И спасение именно в этом, дорогие братья!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.