Разве можно не полюбить Господа?

8 Июль 2010
1720

Разъяснение понятия «Побуждение».

Побуждение, которое возникает в сердце правоверного.

Разве можно не полюбить Господа?Что заставляет одного человека стать покорным Аллаху, а другого не выполняющим веления Аллаха, что толкает человека оторваться от наслаждения сна и отдыха, когда он слышит слова муэдзина о том, «что намаз лучше сна»? Что одного заставляет желать денег запретным путем, а другого удержать себя от сомнительного и сказать «нет»? Что побуждает человека размышлять днём и ночью о том, как приблизиться к Аллаху? Что пробуждает желание посвятить cвою жизнь довольству Аллаха? Желание приблизиться к Нему?

Это побуждение, возникшее в сердце человека, благодаря которому приходит старание по мере возможности поклоняться, идти против нафса (собственного эго). Когда наступает месяц рамазан, мы знаем, что люди заполняют мечети первые 5-6 дней, потом уменьшается поток идущих в мечеть. Но в последние 10 дней, когда наступает Священная ночь, люди встают с огромным старанием.

Что это за сила, побуждающая человека к постоянству на пути Аллаха?

Алимы говорят, что это войско Аллаха, которое Аллах вставляет в сердце человека. Оно пробуждает старание. Порой мы видим людей, которые месяцами, годами проводят время в забвении, говоришь ему: совершай намаз, он отвечает: потом. Вдруг неожиданно человек, который оставлял намаз, употреблял запретное, грешил, внезапно становится на путь Аллаха, совершает покаяние, начинает ходить в мечеть, улучшается его нрав, он делает людям хорошее. Мы говорим, что его наставил Аллах. Какова сущность этого наставления? А это и есть то, что Аллах вставляет в сердце человека - побуждение.

Это призыв Аллаха, это подобно приглашению, которое мы отправляем к знакомым «просим принять участие в бракосочетании» или « посетить новый дом»… Это приглашение служит причиной, чтоб люди пришли.

Аллах создал причины, способствующие появлению побуждения. Алимы, познавшие Аллаха, говорят, что побуждение появляется в сердце человека через желание, пришедшее после услышанной проповеди или от страха быть грешником. Или через любовь, которая заставляет обратить внимание на свои поступки, потому что это связь с Аллахом. Когда человек думает о том, что приблизит его к Аллаху, о том, что не вкусил сладость поклонения, это любовь в сердце. Или это может быть влияние окружающих, общение с праведными людьми. Давайте вместе подумает над этим.

Мы желаем, нуждаемся в побуждении, нуждаемся в старании, которое ведёт нас на путь Аллаха. Мы совершаем два- три дня намаз, а затем оставляем. Вступаем на путь очищения сердца, на борьбу против нафса, это длится неделю или пару месяцев, а потом вновь возвращаемся в прошлое состояние без старания. Один из нас начинает искать это старание, которое заставляло совершать два ракаата ночью, но не находит, желание исчезает, побуждение куда-то ушло. Может ли появиться побуждение без причин? Да, может, порой бывает так, что человек находится в глубоком забвении, он не пытается, не желает оживить в себе побуждение и вдруг Аллах оживляет в нем старание на праведном пути. Это наставление от Аллаха. Если побуждение идёт от Аллаха, то можно ли отойти от причин, способствующих побуждению, ждать, пока Аллах наставит?

Когда спрашиваешь у человека, почему не совершаешь намаз, что с тобой? Отвечает, иншааллах, когда Аллах меня наставит, буду совершать.

А зачем ты ходишь на работу, продаёшь, покупаешь? Он отвечает, для пропитания, а разве Тот, Кто наставляет, не даёт пропитание? Он может сказать, когда Аллах даёт мне, я получаю имущество. А зачем ходишь учиться, желаешь получить диплом, после учёбы ищешь работу по профессии через посредника дозволенным путем или же запретным? Почему иногда ночью не спишь, готовясь к какому-нибудь совещанию? Почему стараешься придти вовремя на работу, работать надлежащим образом? Он ответит, это причины, способствующие получению пропитания. Аллах дарующий, но Аллах повелел нам пользоваться причинами, пойми это и уповай на Аллаха.

Да, он прав, но и для наставления есть причины.

Если человек говорит: «Аллах, дарующий, но не буду пользоваться причинами для пропитания никогда». Кем его назвать? Уповающим на Аллаха? Беспечным? Глупым? Беспомощным? Пассивным? Того, кто оставляет деяния, способствующие для пропитания, уповая на Аллаха или не уповая, называют одним именем из перечисленных. А тот, кто оставил деяния, способствующие наставлению, что сказать о нём? Говоришь ему, о брат, встань на путь Аллаха, наступило время хаджа, исполни фарз! Он отвечает, меня Аллах ещё не наставил. Брат, пришло время покаяться, оставь запретное, взятки, кражу! Он ответит, да, да, иншааллах, делай нам дуа, чтоб Аллах наставил нас.

Да, дуа - причина для побуждения, но есть и другие причины, и мы в них нуждаемся, потому что через определённое время мы столкнемся с серьёзной проблемой, если не получим побуждения. С проблемой, когда наступит смерть, и не будет в сердце желания дойти до Аллаха и напрасной окажется вся жизнь. Мусульманин может прожить без побуждения больше 80 лет и не испытать в сердце побуждение к Аллаху. Потому что и не пытался получить побуждение.

Поэтому мы нуждаемся в причинах для получения побуждения, чтоб Аллах внушил в наши сердца побуждение. Алимы говорят, что нафс человека поддаётся воздействию, совершению деяний, принятию истины. Путём устрашения или желания, или через любовь к Аллаху. Страх, желание или любовь.

Что касается страха. К примеру, у человека сахарный диабет, а нафс желает сладкого, да сохранит нас Аллах от этого! Нафс его соблазняет, а болезнь очень серьёзная, и когда люди отводят взгляд, он незаметно берет сладкий кусочек. Ему говорят, одумайся, у тебя серьёзная болезнь, может пропасть зрение. Когда ему так говорят, что происходит? Страх заставляет его отказаться от сладкого. Или, к примеру, опаздывает человек на работу, ему один, два раза делают замечание, затем предупреждение, что если завтра опоздает на работу, будет уволен. На следующий день звенит будильник и даёт понять, что пора вставать и идти на работу. В этот момент нафс говорит, полежи ещё пять минут, но тут он вспоминает, что ему сделали предупреждение и вскакивает с постели. Он испытал побуждение из-за страха.

Мы слышим, как некоторые люди спрашивают, для чего упомянуто в Коране об аде, о гневе Аллаха, для чего хадисы о наказаниях в могиле, кто в этом нуждается? Каждый нуждается в этом, ведь когда мы слышим проповеди, в которых упоминается об аде, вселяющие страх, нафс оказывает препятствие, убегает от этого, но поистине нафс нуждается в страхе. Когда человек вспоминает, что умрёт и после смерти будет воскрешён, и будет отчёт перед Аллахом, и ему напомнят о каждом прожитом дне, о каждом мгновении, когда он думает, что будет стоять на мосту Сират, и либо перейдёт в Рай либо упадёт в ад, появляется бдительность. Каждый раз, вспоминая об этом, уверовав в то, что эта истина, в сердце появляется бодрствование, а потом и старание на пути Аллаха. Это старание и есть побуждение, полученное из-за страха.

Второй пример: Маленькие дети ленивы в чтении и повторении уроков, отец говорит сыну, если будешь учить уроки и получать хорошие оценки, я куплю тебе велосипед или что-то другое. Что происходит с ребёнком? Он начинает бороться против лени, дабы достичь успеха. Оставим детей, возьмём студента. Отец говорит сыну, будешь хорошо учиться, куплю тебе машину, после этого что происходит? Когда он начинает лениться, он вспоминает о машине, и пробуждается старание, потому что желание управляет нафсом.

Есть ли что-нибудь достойнее из желаемого, чем то, что обещано Аллахом? Когда мусульманин читает о том, что обещано праведным в Раю, какими благами будут они одарены - реки, царства, дворцы, «Довольство Аллаха превыше всего». Разве он не желал бы эти блага? Когда мусульманин знает, что самый бедный обитатель Рая будет иметь в 10 раз больше владения, чем этот мир, разве не появится к этому желание? Мы нуждаемся в желании. Побуждение появляется либо посредством страха, либо желания или третьего - любви.

Когда размышляешь и читаешь в Книге Аллаха, что довольство Аллаха превыше всего, когда читаешь аят «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха». Задумайтесь, Аллах, обращаясь к грешникам, говорит: «мои рабы». Какая эта щедрость для нас? Несмотря на то, что мы грешные, как к нам относится Аллах - «Мои рабы, которые излишествовали во вред самим себе. Одумайтесь, будет наказание, не отчаивайтесь в милости Аллаха». Воистину, Аллах прощает все грехи тому, кто раскаялся».

Когда муъмин читает хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), в котором описывается, что Аллах каждую ночь спрашивает, есть ли просящий прощения грехов, есть ли кто, у кого нужда. Мы знаем, что Аллах ночью готов простить грехи тому, кто согрешил днём. Готов днём простить грехи тому, кто согрешил ночью. Если поразмыслить о том, сколько раз мы согрешили, и если бы Аллах разоблачал нас прилюдно, то никто не приветствовал бы наверно нас. Сколько раз Он прятал наши грехи, спасал нас! Осознание этого рождает в сердце любовь к Тому, Кто относится к нам по-доброму.

В предыдущих ниспосланиях описано, что море каждое утро просило разрешения Аллаха утопить грешников, небо просило разрешения накрыться над грешниками, земля просила расколоться и поглотить их, а Аллах, обращаясь к морям, океанам, небесам и земле, сказал: «Не вы их сотворили! Если бы вы их сотворили, то так не говорили бы». Мы знаем, как мать относится к своему сыну, когда он совершает плохие поступки. Люди упрекают её, твой сын сделал такое, почему ты его не воспитываешь? Мать злится на него, но пусть хоть весь мир станет упрекать её сына, в её сердце есть любовь, она говорит, оставьте меня и моего сына, я сама воспитаю его.

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Когда подошёл один из сподвижников к военному лагерю, где находились другие сподвижники, все посмотрели на женщину, которая потеряла сына в этом лагере, она искала его, а сын искал свою мать. Через некоторое время, когда ребенок увидел её, он споткнулся и побежал к ней, а она к нему. Когда они обнялись и заплакали, увидев это, все сподвижники заплакали. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил, что вы плачете? Они ответили, что плачут, видя жалость матери к своему сыну, и тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: «Видели ли вы, чтоб мать бросала в огонь своего сына?». «Нет, о, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Аллах более милостив к этой матери, чем она к своему сыну». Когда мы видим такое отношение к нам со стороны Аллаха, разве можно не полюбить Господа? Пусть каждый из нас спросит, какая у меня связь с Аллахом?

Однажды Умара ибн Абдуль Азиза спросили, как он всего достиг? У меня нафс был сильно желающий - когда я наслаждался чем-то, я желал большего. Я стал желать мирское имущество, еду, питьё, одежду, и когда я получил это, стал желать правления, стал Амиром Медины, и насладился этим. Затем стал желать ещё большего, а что может быть больше этого? Быть халифом государства! Стал халифом, став халифом, стал желать ещё большего. Есть ли нечто большее, чем быть халифом государства? И тогда он сказал, что не нашёл из мирских дел больше того, чего достиг и стал желать ахирата - приближения к Аллаху.

Побуждение, которое приводит нас на путь Аллаха, можно получить одним путём из трех - посредством страха, любви или желания. Страх перед гневом и наказанием Аллаха пробуждает старание в совершении намаза. Когда мы познаём, какие блага обещаны, появляется старание получить это. Или общение с праведными людьми.

Что это значит - общение с праведными людьми? Это не значит, что у праведных есть функция, вмиг делающая присутствующих с ними хорошими, нет. Это значит смотреть на них, дружить с ними. Это пробуждает в сердце желание к добру, которое Аллах им дал.

Некоторые салафу салихины (праведные предки) говорили, когда я смотрю на Мухаммада ибн Васиа, во мне обновляется старание в поклонении на целый месяц. Когда спросили, почему? Потому что смотрел на человека, в котором осуществились плоды поклонений.

Время, проведённое с праведными людьми, также пробуждает побуждение, потому что праведные проводили время с предыдущими праведниками, а те с предыдущими, и так по цепочке. Это знание, которым Аллах отличил нашу умму. Праведные с праведниками, и лицезрение их.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Возможно, что ваша победа замедлится. Вы спросите, есть ли в войске тот, кто видел Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и просите победы через него и Аллах даст вам победу». Это достоверный хадис. «Затем наступит время, когда спросят, есть ли тот, кто видел Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)? Они ответят, нет. Затем спросят, есть ли тот, кто видел того, кто видел Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)? Они ответят, да, и через него будут просить победы и Аллах даст им победу».

Это и есть смысл общения с праведными людьми, посредством этого мы получаем сияние из сердец праведных в наши сердца. Когда мы вспоминаем, что были на маджлисе с праведными людьми или дружим с праведными, мы видим, как они поклоняются искренно, и у нас появляются мысли, «почему я не могу как они»? И тут человек получает побуждение. Однако после получения побуждения нужно учесть три очень важных аспекта.

Первый аспект - сохранить побуждение, если к вам пришло наставление от Аллаха, обратите на это особое внимание, если пробудилось в вашем сердце побуждение, сохраните его и укрепите, чтоб оно не ушло. Как сохранить его? Сохранить его можно, оставив плохие собрания плохих людей. Если мы видим, что они делают плохое, нужно отдалиться от них. Нужно искать людей, которые наслаждаются, проводя время так, что этим доволен Аллах, но не так, что это вызывает Его гнев.

Надо отказаться от наущений сатаны, каждый раз при наущении сатаны мы должны говорить «Аузубиляхи мина шайтани ражим!». Отказавшись от этого, таким образом сохраняют побуждение. Если есть побуждение, но оно слабое, тогда человек нуждается в его укреплении.

Побуждение укрепляется тремя способами. Первое - поминание Аллаха, поминающий получает долю от зикра. Усердие в поминании Аллаха укрепляет побуждение, а также размышление о Его наградах, размышляйте об этом, думайте о том, что ждёт вас после смерти, о том, как встать на путь Аллаха. Посещайте собрания праведников, места, где поминают Аллаха (маджлисы зикров). До укрепления побуждения, получаемого при посещении этих маджлисов.

Остаётся один вопрос - как действовать согласно побуждению? Мы говорили о его сохранении, говорили о его укреплении. Укрепляется поминанием Аллаха, общением с праведными людьми, размышлением. Но как действовать с побуждением? Действие с побуждением заключается в поиске благих деяний. Нужно сразу действовать при появлении побуждения. Почему сразу? Потому что шайтан боится, когда видит, что есть побуждение в сердце муъмина, желание приблизиться к Аллаху. Тогда шайтан начинает наущать, призывать к откладыванию, говорит, «завтра успеешь, у тебя в институте проблемы, у тебя друзья, ты проживёшь столько-то лет, а потом начнёшь искренне поклоняться Аллаху». Скажите шайтану «нет». «Я не знаю, сколько я проживу, сейчас надо начинать».

Иногда люди говорят, что нафс побеждает их, и если они сделают намерение что-либо сделать, полноценно не получается. Как получается так и нужно делать, не получается полноценно? Делайте не полноценно.

Раби ибн Сулайман (да будет доволен им Аллах) говорил: «Идите по пути Аллаха, хромая, спотыкаясь, и не ждите, пока всё будет идеально, ожидание этого есть безделье». Как понять – поклоняться, хромая? Человек начинает молиться, но нет смиренности в его намазе, читает Коран, но совершает ошибки. Что улучшит чтение Корана? Он должен найти учителя, который обучит его этому. Человек поклоняется Аллаху, но порой нафс побеждает его. Поклоняйтесь и не откладывайте, не ждите удобного случая для поклонения. Появится желание встать на путь Аллаха, не ждите, начните сразу поклоняться.

Если человек почувствует, что есть побуждение и есть старание для становления на путь Аллаха, То нужно сохранить его, и он увидит милость Аллаха, он подумает: «Ты дал мне побуждение в то время, как я недостоин этого», «если Ты относился бы ко мне в соответствии с моими грехами, то не послал бы мне побуждение».

Пусть каждый сделает намерение укрепить побуждение, каждый день к примеру читать (Субханаллахи ва бихамдихи) 100 раз, быть постоянен в этом.

В хадисе от Бухари говорится: «Тот, кто каждый день будет читать сто раз (Субханаллахи ва бихамдихи), тому Аллах прощает грехи, если даже их будет столько, сколько пены в море». Постараемся быть постоянны в этом пока не укрепится побуждение, размышлять о том, что укрепляет побуждение. Проводить время с праведными людьми. Остерегаться плохих собраний, наущений сатаны, обратимся к Аллаху.

Пусть Аллах одарит каждого из нас побуждением, старанием для становления на путь Аллаха! Амин.

Текст проповеди известного исламского ученного Хабиба Али аль-Джифри.


Материалы по теме:

  • Аудио и видео: Али Джифри - Цикл лекций о суфизме. Лекция № 1. Разъяснение понятия "желание"
  • Аудио и видео: Али Джифри - Цикл лекций о суфизме. Лекция № 2. Разъяснение понятия "побуждение"
  • Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.