Поклонение, в смысле того, чем поклоняются

27 Май 2016 836

Когда используют слово «поклонение», то под этим подразумевают две вещи:

1. сам акт поклонения, то есть действие поклоняющегося;

2. то, каким образом поклоняются, то есть намаз, пост, хадж и т.д.

Рассмотрим каждую из них по отдельности.

1. Поклонение в смысле действия поклоняющегося.

2. Поклонение в смысле того, чем поклоняются.

Под словом «ибада» также имеют виду то, чем поклоняются: намаз, пост, хадж и так далее. И если мы рассмотрим некоторые действия, то увидим, что одно и то же действие может быть поклонением, а может и не быть таковым. Земной поклон ангелов Адаму (мир ему) не был поклонением, в то время как наш земной поклон Аллаху считается поклонением.

В данном случае есть один критерий, по которому мы определяем, что является поклонением, а что не является. И этот критерий проясняется при рассмотрении определенных деяний, которые внешне схожи, но их Шариатское решение (хукм) отличается.

Солдат может смиренно стоять перед своим командиром несколько часов, и его стояние не считается поклонением. Вместе с тем человек в намазе несколько минут стоит смиренно перед Аллахом, и его стояние считается поклонением.

Мусульманин воздерживается от употребления пищи в месяц Рамадан, и его воздержание считается поклонением. Вместе с тем человек может воздерживаться от употребления пищи ради исцеления, и его воздержание не считается поклонением.

Мусульманин совершает обход вокруг Каабы во время хаджа, и его обход считается поклонением. Вместе с тем человек может совершать обход вокруг здания в поисках чего-то, и его обход не считается поклонением.

Мусульманин ходит между холмами Сафа и Марва во время хаджа, и его хождение считается поклонением. Вместе с тем человек может ходить между этими же холмами в поисках кого-то, и его хождение не считается поклонением.

Одно и тоже действие в одном случае считается поклонением, а в другом случае не считается таковым. И вполне очевидно: то, что сделало это действие поклонением — это намерение человека. Это и есть тот самый критерий, по которому какое-то действие считается поклонением. Ангелы не делали суджуд Адаму (мир ему) с намерением поклонения, следовательно, их земной поклон не считается поклонением. Мушрики совершают земной поклон своим идолам с намерением поклонения, следовательно, их суджуд считается поклонением.

Таким же образом дело обстоит и со всеми другими вышеперечисленными примерами. Воздержание мусульманина от употребления пищи считалось поклонением, потому что он вознамерился этим совершить поклонение. А воздержание человека от пищи ради исцеления не считается поклонением, потому что он не вознамерился совершить поклонение.

Имам Аш-Шатыби (ум. в 790 г.) пишет в своей книге «Аль-Мувафакат» следующее:

«Первая тема: В поклонении и обычных делах деяния рассматриваются вместе с намерениями и целями. И доводов на это не сосчитать. Достаточно тебе из этого, что цели (намерения) различают деяния между тем, что является обычным делом, и между тем, что является поклонением. В поклонениях намерения различают между тем, что будет обязательным, и между тем, что не будет обязательным. В обычных вещах намерения разделяют деяния на обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное, действительное, недействительное и на другие решения. Одно и то же действие, если им вознамериваются на одно дело, будет поклонением, а если на другое дело – не будет поклонением. Более того, если этим действием вознамериваются на что-то, и оно будет верой (иманом), и вознамериваются на что-то другое, и тогда оно будет неверием (куфром), как, например, земной поклон Аллаху или идолу. Так же и деяние: когда связывается с ним намерение, тогда связываются с ним и Шариатские решения. А когда оно лишено намерения, то тогда не связывается с ним никакое Шариатское решение, как, например, действия спящего, невнимательного и сумасшедшего».

(Имам Аш-Шатыби, «Аль-Мувафакат», т. 3, стр. 7-9, ИД «Ибн Аффан», первое издание, 1997 г.)

Таким образом, поклонением в этом смысле будет то действие, которое совершено с намерением поклонения. Именно такое определение поклонению давали ученые. Ахмад аль-Кальюби (ум. в 1069 г.) пишет в своём хашия на «Канз ар-рагибин» следующее: «Подчинение (та‘а) – это совершение веленого, даже если это (повеление) будет в желательной форме, и отказ от запрещенного, даже если это (запрещение) будет в нежелательной форме. Более частным понятием, чемта‘а, является понятие «курба» так как в нем рассматривается знание того, к чему приближаются. А понятие «ибада» более частное, чем эти два понятия, потому что в нем рассматривается намерение».

(Ахмад Саляма аль-Кальюби, «Хашияту канзи ррагибин», т. 1, стр. 6, предисловие, ИД «Даруль-фикр», Бейрут, 1995 г.)

Здесь также есть один нюанс, на который необходимо обратить внимание. При вынесении такфира (решения о впадении в невери) в отношении кого-либо не всегда учитывается намерение человека. К примеру, если мы увидим человека, совершающего суджуд в сторону обычного дерева (которое раньше не было объектом поклонения), и он вместе с этим направлен в сторону киблы, то мы не имеем права обвинять его в поклонении дереву на основе того, что мы увидели, пока не будем знать намерение человека. Если мы увидим человека, совершающего суджуд идолу, то здесь мы уже выносим решение о куфре такого человека и считаем, что он поклоняется идолу. Мы не нуждаемся в знании намерения этого человека, потому что он совершил суджуд в отношении того, что уже ранее было объектом поклонения. А это указывает, что он убежден в том, что этот идол заслуживает поклонения.

Известно, что идолы являются объектами поклонения, и суджуд им совершается из убеждения, что они заслуживают поклонения.

В итоге всего вышеперечисленного мы приходим к выводу, что поклонение — это подчинение кому-то:

1) либо с убеждением, что он обладает хотя бы одним из качеств господства (рубубийя);

2) либо с убеждением, что он обладает качеством божественности (улюхийя);

3) либо это подчинение кому-то с намерением поклонения ему.

Все эти пункты неотделимо связаны друг с другом, и наличие одного из них указывает на наличие другого, как мы это пояснили выше.

Продолжение следует…

Из книги «КИТАБУ АТ-ТАВХИД» – КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.