Верность данному слову (Аманат)

10 Июнь 2016
3155

7 признаков богобоязненности. Вторая часть

Следующим качеством, на важность которого указывал Хасан аль-Басри, причисляя его к признакам богобоязненности, является верность данному слову. Фактически на любых языках народов Дагестана это качество известно по своему собирательному слову – аманат, и этим все сказано. Слово «аманат» не ограничивается лишь одним смысловым значением, а имеет богатую терминологическую трактовку.

Аманатвыполнение обещания, исполнение договоров, преданность дружбе и признательность. Имея такой широкий спектр смысловых значений, а вместе с этим неся в себе благодетель, это качество не могло обойти стороной религию Ислам, которая, несомненно, является притягательной силой всех благородных качеств.

В суре Ат-Тавба Всевышний задаётся риторическим вопросом: «Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха?». Этот аят говорит не только о том, что Создатель миров безусловный абсолют в этом качестве, но и побуждает нас с вами быть эталонами в нём. Давая оценку одному из своих пророков – Исмаилу, Всевышний в особенности выделяет в нём верность данному слову.

В Коране сказано:

وَاذْكُرْ فِى الْكِتَـبِ إِسْمَـعِيلَ إِنَّهُ كَانَ صَادِقَ الْوَعْدِ وَكَانَ رَسُولاً نَّبِيّاً

«И помяни в книге Исмаила (Измаила). Воистину, он был правдивым в обещаниях и был Посланником и Пророком». (Сура «Марьям», 54)

Пророк Мухаммад, обладавший в комплексе всеми похвальными качествами, был человеком, на которого могли положиться не только его сторонники, но и противники. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изнемогая от постоянных преследований язычников, готовился переселиться в Медину, он оставил в Мекке своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) с важной миссией – вернуть хозяевам оставленное у него на хранение имущество мекканцев.

На первый взгляд, может показаться странным, что язычники, будучи идеологическими противниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха), продолжали доверять ему и оставлять у него имущество. Но с другой стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь по своим морально-нравственным устоям Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был для них образцом. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на всю боль, причинённую ему в Мекке, не стал отвечать им той же монетой и присваивать их имущество.

В наши дни аманат, к сожалению, стал инородным элементом, к которому можно относиться спустя рукава. Аманат потерял свой священный статус и для многих людей является лишь пустой формальностью. Поэтому нашему обществу постоянно приходится сталкиваться с обманом, фальшью, вероломством и предательством. Если наличие аманата – показатель веры мусульманина, то его отсутствие– признак её падения. Не зря Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), перечисляя признаки лицемера, упомянул в их числе и нарушение данного слова...

Поддержание родственных уз

Следующим третьим признаком богобоязненности является поддержание родственных уз. Если вдумчиво проанализировать все положения Ислама, то на первый план выходит социальная устремлённость этой религии, направленная на объединение и консолидацию всего исламского социума.

На эту цель ориентированы в том числе и все молитвы, совершаемые в коллективе (пятничный, праздничный и другие), закят, объединяющий вокруг себя богатых и бедных и хадж, собирающий представителей различных социальных слоев мусульманского общества на одном месте. На реализацию данной цели направлена и одна из самых важнейших ячеек общества – семья, что вполне соответствует принципу «Начни с себя».

В Коране и хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится множество аргументов в пользу поддержания семейного очага и родственных связей в целом. В одном из изречений Пророка, приведённых имамом Бухари, сообщается:

«Кто верует во Всевышнего и Судный день, тот пусть поддерживает родственные узы».

Другими словами, этот хадис говорит о том, что родственная связь не только по крови, но и непосредственно связана с верой, являясь одним из её показателей. Согласно другим изречениям Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поддержание родственных уз также становится причиной приумножения земного удела, продления жизни и облегчает путь в Рай.

С другой стороны, человек, обрывающий связи с родственниками, конфликтующий с ними, находится в большой опасности и рискует потерпеть крах в загробном мире. Всевышний в Коране насылает проклятье на подобного человека:

فَهَلْ عَسَيْتُمْ إِنْ تَوَلَّيْتُمْ أَنْ تُفْسِدُوا فِي الْأَرْضِ وَتُقَطِّعُوا أَرْحَامَكُمْ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ لَعَنَهُمُ اللَّهُ فَأَصَمَّهُمْ وَأَعْمَىٰ أَبْصَارَهُمْ

А может быть, вы, если отвернётесь (от Книги Аллаха и Сунны Его Посланника), будете сеять беспорядок на земле (проявляя своё неверие в Него и проливая кровь) и порывать родственные связи?

«Если вы отвернётесь (от веры) или откажетесь повиноваться, то распространите нечестие на земле и разорвете родственные связи. Таких Аллах проклял) отдалил от Своего милосердия(, лишил слуха и ослепил их взоры».(Сура «Мухаммад», 22 аят)

Али ибн Хусейн завещал своему сыну: «О сынок, не водись с людьми, разрывающими родственные связи, поскольку Всевышний трижды проклял их в Коране».

Продолжение следует…

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Смотрите также:

7 признаков богобоязненности

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.