7 признаков богобоязненности

16 Май 2016

Среди качеств правоверного мусульманина ярче всего выделяется одно качество, которое является стержнем для всех остальных качеств и формирует образ человека, душой и телом преданного Всевышнему Аллаху. Это богобоязненность. В своих многочисленных изречениях Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) особо подчеркивал важность богобоязненности, называя её собирателем всего благого. На просьбу дать им наставление такие сподвижники, как Абу Са'ид аль-Худри и Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) услышали в ответ от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Я завещаю вам быть богобоязненными».

Богобоязненность имела краеугольное значение и в прощальной проповеди Пророка (мир ему и благословение Аллаха), произнесённой им в долине Арафа за несколько месяцев до своей кончины. С призыва быть богобоязненными началось первое обращение Абу БакраАс-Сиддика (да будет доволен им Аллах) в качестве халифа мусульман, на богобоязненность он указывал, даже находясь на смертном одре.

Фактор богобоязненности во все времена был направлен на реализацию двух функциональных задач – с одной стороны выступая защитной оболочкой от попадания в греховное, а с другой ведя человека по пути духовного совершенства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Ислам уделяет этому качеству особое внимание. В Коране слово «богобоязненность» в его различных словарных значениях упоминается свыше 300 раз.

Однако какие критерии отличают человека богобоязненного от небогобоязненного и по каким отличительным признакам его можно распознать? Выдающийся богослов того времени Хасан аль-Басри выделял семь признаков, по которым можно определить степень богобоязненности человека. Раскроем каждый признак по отдельности.

 

Правдивость

Правдивость, несомненно, заполняет одну из важнейших ниш в Исламе, являясь одним из ярких показателей веры и моральных устоев мусульманина. Более того, не будет преувеличением сказать, что Ислам как религиозная система крепла и выстояла благодаря в том числе и этому качеству. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ещё до получения откровения слыл человеком правдивым и верным, мекканцы его так и называли – Ас-Саддик Аль-Амин.

После получения Откровения язычники хотя и пытались всеми силами дискредитировать его как посланца Божьего, навешивая на него всевозможные ярлыки, но уличить его во лжи ни разу не смогли. Бескомпромиссную приверженность Пророка (мир ему и благословение Аллаха) этому качеству был вынужден признать и один из ярых противников Ислама в те годы Абу Суфьян ибн Харб, которому император Византии Ираклий в личной встрече задал ряд вопросов о Пророке (мир ему и благословение Аллаха). Один из вопросов императора звучал так: «До начала пророческой миссии вы подозревали ли его (Пророка) во лжи?» Абу Суфьян ответил, что нет. На что Ираклий отреагировал: «Оставаясь искренним человеком перед людьми, он не стал бы возводить ложь на Всевышнего».

Фундаментальное значение правдивости в Исламе прослеживается и в обращении сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Джа’фара к королю Эфиопии Наджаши: «…Он (Пророк) повелел нам говорить правду, исполнять взятые на себя обязательства (аманат), поддерживать родственные узы, сохранять добрососедские отношения, воздерживаться от запретного и от кровопролития…».

Более того, правдивость не только выступает показателем степени искренности веры мусульманина, но и имеет судьбоносное влияние на его жизненный исход. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается:

إِنَّ الصَّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الجَنَّةِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ ليصْدُقُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدِّيقاً، وإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الفجُورِ وَإِنَّ الفجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّاباً" متفقٌ عَلَيهِ

«Будьте правдивыми, ведь правдивость ведет к благочестию, а благочестие – к Раю. Если человек неотступно придерживается правдивости, то пред Всевышним его записывают как говорящего правду. Остерегайтесь лжи, ведь она приводит к распутству, а распутство приводит в Ад. Если человек неотступно придерживается лжи, то пред Всевышним его записывают как лжеца» (Бухари, Муслим).

Когда первый муэдзин Ислама и сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Билял (да будет доволен им Аллах) пришел сватать женщину благородного происхождения за своего брата, он не стал скрывать, что в прошлом его семья жила в неволе. И это несмотря на то, что арабская нация относила себя к классовому обществу. Билял сказал: «Вам известно, кто мы. В прошлом мы были рабами, но Всевышний даровал нам свободу. Мы находились на пути заблуждения, но Всевышний наставил нас на путь истинный. Мы жили в бедности, но Всевышний обогатил нас». Искренность Биляла не была напрасной, его брат успешно женился на указанной женщине.

И в заключение – второй праведный халиф Умара ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Принизиться правдивостью – и такое встретишь редко – предпочтительнее для меня, чем возвыситься ложью – и такое тоже встречается редко».

Продолжение следует…