Правда ли, что нельзя закрывать глаза во время совершения намаза?

3 Июль 2018 6142

Верующий во время совершения намаза стоит перед Всевышним Аллахом и разговаривает со своим Творцом и Господином. Следовательно, поведение и состояние молящегося должны подобать его положению.

Очень желательно, чтобы молящийся на протяжении всего своего намаза, от вступительного такбира до завершающего саляма, находился в хузуре. То есть ему следует проявлять покорность и совершать намаз искренне и с присутствием сердца.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

(смысл): «И совершай молитву, дабы поминать в ней Меня». (сура Таха:14)

Под этим повелением подразумевается обязательность совершения намаза, чтобы поминать в нём Аллаха. А отвлечение от Аллаха в намазе противоречит поминанию Аллаха. И как же может считаться исполнившим намаз с целью поминания Аллаха тот человек, который от начала до конца пребывал в отвлечённом от Всевышнего Аллаха состоянии?

Во время совершения намаза молящемуся желательно всё время смотреть на место суджуда, даже если он совершает намаз перед Каабой. Потому что такое положение молящегося способствует смиренности в намазе. Даже если человек совершает намаз в полной темноте, ему желательно направить свой взор на место совершения суджуда.

Однако во время чтения ташаххуда (ат-тахияту) молящемуся желательно смотреть на указательный палец правой руки с того момента, как он его поднял, до того, как встать на следующий ракаат, или до саляма, если он читал ташаххуд в последнем ракаате.

Также некоторые учёные приводят в виде исключения джаназа-намаз. В этом случае совершающему джаназа-намаз желательно смотреть на тело усопшего, ели оно находится перед ним.

Что же касается закрывания глаз во время совершения намаза, то, по мнению учёных шафиитского мазхаба, это считается нежелательным действием в намазе, если закрывание глаз причиняет вред молящемуся. Если закрывание глаз не причиняет человеку вреда, то в этом нет нежелательности, а если это способствует присутствию сердца (хузуру) и смиренности во время совершения намаза, то в этом не будет ничего предосудительного.

Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» об этом пишет следующее:

«Нежелательно в намазе закрывать глаза, потому что это является привычкой иудеев, и на это имеется запрет, хотя хадисы по этой теме передаются по слабым цепочкам. "По-моему (Имам Ан-Навави) мнению, в этом нет нежелательности, если нет опасности получения вреда" по причине закрытия глаз, ибо на это нет прямого запрета, который передаётся по достоверной цепочке. Ведь закрывание глаз во время совершения намаза препятствует рассеянности разума и бывает причиной для присутствием сердца (хузура) и смиренности, которые являются душой намаза и его рухом (духом).

Исходя из этого, ‘Иззудин Ибн ‘Абд Ас-Салям издал фетву, что предпочтительнее закрывать глаза во время совершения намаза, если открытые глаза мешают смиренности или хузуру сердца. Что касается того случая, когда молящийся по причине закрытия глаз опасается причинения себе вреда, то в этом случае ему нежелательно закрывать глаза. Более того, запрещается закрывать глаза во время совершения намаза, если молящийся предполагает, что это принесёт ему такой вред, который человек обычно не переносит.

Абдульхамид Аш-Ширвани в своих субкомментариях к книге «Тухфат аль-мухтадж» добавляет:

«Слова автора: "если открытые глаза мешают смиренности..." – то есть когда человек совершает намаз напротив разукрашенной стены или чего-то подобного, что может рассеять его разум. Однако желательно открывать глаза во время совершения суджуда, чтобы и глаза совершили суджуд. Это мнение высказал автор книги «Аль-‘Авариф», и с этим согласился Аз-Заркаши и другие».

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб» также пишет об этом:

Избранным является мнение, что нет нежелательности в том, чтобы закрывать глаза во время совершения намаза. Потому что закрывание глаз способствует присутствию сердца и смиренности в намазе и препятствует взглядам по сторонам и рассеянности…

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что закрывать глаза во время совершения намаза нежелательно только в том случае, когда это может причинить какой-либо вред молящемуся. В противном случае в этом нет нежелательности, а в некоторых случаях даже предпочтительнее закрывать глаза.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.