Является ли новшеством совершение суннат-намаза до джума?

28 Сентябрь 2018 2356

Если раньше бидʻа (новшество) представляло собой чаще внесение в религию чего-то нового, то в последнее время тенденция переменилась. Участилась такая форма новшества, которая заключается, наоборот, в отказе от установленных шариатом поклонений.

Практически в каждой мечети можно увидеть особенную категорию людей, которые демонстративно не совершают тот или иной намаз, когда все остальные прихожане мечети молятся. Таких людей часто можно наблюдать и на пятничном намазе: когда все прихожане встают на джаназа-намаз или совершают ратибаты перед джума-намазом, эти люди сидят и демонстративно отказываются от намаза.

В этой статье я хотел бы поговорить именно о несовершении суннат-намазов перед джума. Что же на самом деле является новшеством: совершение этих ратибат-намазов или отказ от них?

Может, не все, но большинство из них делают так лишь потому, что искренне полагают незаконным совершение ратибатов перед джума-намазом. Может быть, некоторые из них не знают, что делать в этот момент, или не в курсе о существовании таких намазов, но наша статья не об этом.

Для начала мне бы хотелось привести здесь слова авторитетного учёного шафиитского мазхаба Ибн Хаджара Аль-Хайтами:

«После джума-намаза (желательно совершить) четыре ракаата (ратибатов), ибо на это есть указание в достоверном хадисе. Два ракаата из них также являются настоятельной сунной (суннатом муаккада).

Также перед джума-намазом желательно совершить те же ратибаты, которые совершают до обеденного намаза. То есть четыре ракаата ратибат-намазов, из которых два – настоятельная сунна.

Джума-намаз в вопросах ратибатов, которые совершаются до и после него, аналогичен обеденному намазу в количестве настоятельных ракаатов и прочего. Об этом ясно говорится в книге "Тахкик" (автор Ан-Навави).

Некоторые учёные высказали мнение, что те ратибаты, которые совершаются перед джума-намазом, является новшеством, но это неправильное мнение. Ведь в хадисе, который был ранее приведён, говорится: "Между каждыми двумя призывами (то есть между азаном и икаматом) – намаз". (Бухари, 627; Муслим, 838)

Также Ибн Маджа передаёт, что Пророк спросил Сулайка, пришедшего в мечеть во время проповеди Пророка : "Совершил ли ты намаз до того, как прийти?" Тот ответил, что нет. Пророк сказал ему: "Так соверши два ракаата и не удлиняй их".

Слова Посланника Аллаха: "Совершил ли ты намаз…" невозможно отнести только к суннат-намазу приветствия мечети (тахийят)». («Тухфат аль-Мухтадж»)

Абдульхамид Аш-Ширвани, комментируя текст «Тухфат аль-Мухтадж», добавляет: «"Невозможно отнести их только к суннат-намазу приветствия мечети…" потому что его намаз, совершённый до прихода в мечеть, не может быть намазом приветствия мечети». («Хашия Аш-Ширвани»)

Такого же мнения придерживаются и другие учёные шафиитского мазхаба. Исходя из вышеприведённого, мы смело можем утверждать, что нет даже сомнения в том, что совершение ратибат-намазов пред джума-намазом НЕ является нововведением.

Для подкрепления этого утверждения приведём также слова другого авторитетного учёного шафиитского мазхаба, на чьё мнение чаще всего опираются в мазхабе, имама Ан-Навави:

«Что касается совершения ратибатов перед джума-намазом, то основой этому является вышеупомянутый хадис Абдуллаха бин Мугаффала: «Между каждыми двумя призывами (то есть между азаном и икаматом) – намаз» (Бухари, 627; Муслим, 838) и суждение по аналогии с обеденным намазом.

Что же касается хадиса, переданного Ибн Маджахом от Ибн ʻАббаса (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Пророк совершал перед джума-намазом четыре ракаата, не прерываясь на таслим, то не допускается приводить его в качества довода, потому что это очень слабый хадис.

Также Абу ʻИса Ат-Тирмизи передаёт, что Абдуллах Ибн Масʻуд (да будет доволен ими обоими Аллах) совершал перед джума-намазом четыре ракаата и после него четыре. Этого мнения придерживались Суфьян Ас-Саври и Ибн Мубарак (да будет доволен ими обоими Алллах)». (Имам Ан-Навави, «Шарх Аль-Мухаззаб»)

Итак, нам стало ясно, что совершение четырёх ракаатов сунны до джума-намаза на самом деле не новшество, а наоборот, установленная сунна Пророка . Иными словами, это является законным действием в исламской практике. От нас старание, а успех – от Аллаха.

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Пятничный намаз

Достоинства пятницы и пятничного намаза

Кто обязан совершить джума-намаз

Готовимся к пятничному намазу

Совершается ли джума-намаз, если на этот день выпадает ʻид-намаз

Достоинства пятницы и пятничного намаза

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.