Брать еду левой рукой – харам?

5 Февраль 2019
15527

Как известно, наша религия охватывает все аспекты жизни человека. В Исламе повседневные действия человека регулируются множеством общих и индивидуальных правил поведения.

Одним из таких общих правил является желательность использования правой руки при всех одобряемых действиях. Согласно этому же правилу, нежелательно использовать левую руку для этих действий. Одним из одобряемых действий, для которого желательно использовать правую руку и нежелательно – левую, является приём пищи.

Некоторые учёные, исходя из буквального смысла хадисов Пророка , в которых имеется указание есть правой рукой; запрет есть левой; уподобление человека, который принимает пищу левой рукой, шайтану; дуа за человека, который отказался есть правой рукой, чтобы он не смог есть ею, и многое другое, посчитали, что брать еду левой рукой харам.

Известный учёный-богослов Таджуддин Ас-Субки передал от своего отца имама Тукайюддина Ас-Субки, что он предпочёл мнение о запретности принимать пищу левой рукой.

В качестве доказательства этого мнения учёные приводят хадис, который передаётся от ‘Умара ибн Абу Салама (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал ему:

يا غُلامُ، سَمّ الله تعالى، وكُلْ بِيَمينِكَ، وكُلْ مِمَّا يَلِيكَ

«О мальчик, скажи: "Би-сми-Ллахи (с именем Аллаха)" – ЕШЬ ПРАВОЙ РУКОЙ и бери то, что находится перед тобой!» (Бухари, 5376; Муслим, 2022)

Также они приводят другой хадис, который передаётся от Джабира (да будет доволен ими обоими Аллах), согласно которому Посланник Аллаха сказал:

لاَ تَأكُلُوا بِالشِّمَالِ، فَإنَّ الشَّيْطَانَ يَأكُلُ ويَشربُ بِالشِّمَالِ

«Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется левой рукой, когда ест и пьёт». (Муслим, 2019)

Таким образом, они утверждают, что эти хадисы указывают на обязательность принятия пищи правой рукой и на запрет принятия пищи левой. Во-первых, здесь имеется прямое указание Пророка есть правой рукой.

Во-вторых, в принятии пищи левой рукой заключается подражание шайтану. Исходя из того, что все действия, приписываемые шайтану, являются харамом, они пришли к выводу, что есть левой рукой запрещено.

Однако большинство учёных опровергают это мнение и утверждают, что брать еду левой рукой является только нежелательным действием, а указание, содержащееся в хадисе, направлено на то, чтобы подчеркнуть большее достоинство правой стороны.

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», пишет, что в этом хадисе указана желательность есть и пить правой рукой и нежелательность (караха) этого левой рукой.

Указание же в этих хадисах относится к желательности, потому что эти действия относятся к разделу адаба (нравственной этики). Такие указания имеются во множестве аятов и хадисов, но эти учёные-богословы относят их к желательным действиям.

Что касается подражания шайтану, то и это не говорит о запрете, ведь Пророк также сказал нам, что сидение на границе между солнечным светом и тенью является местом сидения шайтана.

От Абу ‘Ияза (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один из сподвижников Пророка сказал:

نَهى أنْ يُجلسَ بينَ الضِّحِّ و الظِّلِّ، و قالَ : مجلسُ الشيطانِ

«Посланник Аллаха запрещал сидеть между солнечным светом и тенью и сказал: "Это место сидения шайтана"». (Имам Ахмад, 15421)

Также Посланник Аллаха повелел спать до полудня (кайлуля) и сказал, что шайтан не спит в это время. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

قيلوا فإن الشيطان لا يقيل

«Соблюдайте полуденный отдых (кайлуля), ибо, поистине, шайтан не делает этого». (Табарани, «Аль-Авсат»; Абу Ну’айм)

Однако преобладающее большинство учёные (джумхур) сошлись во мнении, что кайлуля не обязательна, а также сидеть между солнечным светом и тенью не харам. Поэтому брать еду левой рукой также не является харамом.

От Саламы ибн Аль Аква‘а (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَجُلاً أَكَلَ عِنْدَ رَسُولِ الله صلى الله عليه وسلم بِشِمَالِهِ ، فَقَالَ: كُلْ بِيَمِينِكَ قَالَ : لاَ أَسْتَطِيعُ . قَالَ : لاَ اسْتَطَعْتَ مَا مَنَعَهُ إِلاَّ الكِبْرُ فَمَا رَفَعَهَا إِلَى فِيهِ

«Один человек ел левой рукой в присутствии Посланника Аллаха , и он велел (ему): "Ешь правой". Этот человек сказал: "Я не могу", – и тогда Пророк сказал: "Да не сможешь ты впредь)". Ничто не мешало этому человеку, кроме высокомерия, и он действительно больше уже не мог поднимать ко рту свою правую руку. (Муслим, 2021; Ибн Хиббан, 6512, 6513)

Что касается этого дуа Пророка за того, кто принимал пищу левой рукой, то этот человек был нечестивцем, который отверг повеление Посланника Аллаха из гордости и высокомерия. Пророк совершил за него такое дуа, ибо он противоречил общему шариатскому решению и отказался подчиниться из-за своего высокомерия.

Тем не менее, принятие пищи правой рукой является важной сунной, на которую не раз указывал Пророк , а использование левой руки для этого крайне нежелательно, ибо на это также указывает множество хадисов.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

لِيَأْكُلْ أَحَدُكُمْ بِيَمِينِهِ، وَلْيَشْرَبْ بِيَمِينِهِ، وَلْيَأْخُذْ بِيَمِينِهِ، وَلْيُعْطِ بِيَمِينِهِ، فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَأْكُلُ بِشِمَالِهِ، وَيَشْرَبُ بِشِمَالِهِ، وَيُعْطِي بِشِمَالِهِ، وَيَأْخُذُ بِشِمَالِهِ

«Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, подносит питьё ко рту правой рукой, берёт правой рукой и даёт правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой, подносит питьё ко рту левой рукой, берёт левой рукой и даёт левой рукой». (Ибн Маджах, 3266)

Также от Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إذا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَأْكُلْ بِيَمِينِهِ وإذا شَربَ فَلْيَشْرَبْ بِيَمِينِهِ فإنَّ الشَّيْطانَ يَأكُلُ بِشِمالِهِ وَيَشْرَبُ بِشِمالِهِ

«Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, а когда будет пить, пусть подносит питьё ко рту правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой, и подносит питьё ко рту левой рукой». (Муслим, 2020; Абу Дауд, 3776)

Во всех этих хадисах делается акцент на необходимости есть правой рукой, что относится к адабам принятия пищи. Важность этого момента ясно прослеживается в содержании этих хадисов.

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что использование правой руки во время принятия пищи является сунной Посланника Аллаха , к которой он относился с особым вниманием. А мы должны стараться следовать всем указаниям нашего Пророка и, следовательно, всегда стараться есть правой рукой.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.