Имя «Аллах» является одним из имён Господа. Некоторые учёные считают, что это и есть величайшее имя Всевышнего (الاسم الأعظم). Также это наиболее часто повторяющееся в Коране и в хадисах имя Господа.
«Аллах» – это самое популярное и упоминаемое имя в устах всех творений, независимо от того, каким языком они владеют.
«Аллах» – это имя, указывающее на Создателя, которому присуще господские эпитеты, качества. Этим именем не владеет никто кроме Создателя, по этому имени не обращаются ни к кому, не взывают к кому-либо помимо Всевышнего Создателя.
«Аллах» – это имя Господа, который заслуживает поклонения, которого ночью и днём восхваляют, восславляют, возвеличивают все семь небес и семь земель, и всё, что в них находится, и люди, и джинны, и суша, и море.
Всевышний в Коране говорит:
تُسَبِّحُ لَهُ السَّمَاوَاتُ السَّبْعُ وَالْأَرْضُ وَمَنْ فِيهِنَّ ۚ وَإِنْ مِنْ شَيْءٍ إِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهِ وَلَٰكِنْ لَا تَفْقَهُونَ تَسْبِيحَهُمْ
(смысл): «Восславляют Его (Аллаха) семь небес, и земля, и те, кто на них (все творения). И нет ничего, что не восславляло бы Его, вознося хвалу Ему, но вы, о люди, не понимаете их восславления». (сура Аль-Исра: 44)
«Аллах» – это слово, состоящее из лёгких мягких гортанных букв (лям, ха, удлинение), произнести которое способно даже маленькое дитя; человек, не владеющий арабским языком, а также шепелявый.
Что же означает это имя?
Возвеличивание
«Аллах» – это Господь, которого обожествляют сердца, к которому стремятся души, к которому устремлены все старания, Которого любят и посредством поминания и приближения к Которому получают успокоение, в котором нуждается всё сущее каждый миг и во всех делах: частных и общих, малых и больших, настоящих и будущих. Он Творец и Создатель всего.
Всякое творение чувствует, что Всевышний Аллах окружил его разными видами благ, переполнил его дарами, почётом, изобилием и щедростью. И поэтому следует направить сердце к Аллаху с любовью, возвеличиванием и усердием.
Любовь
«Аллах» – это Бог, к которому устремлены сердца, и которого возлюбили души. И из-за этого между Творцом и творениями должна пребывать любовь. Всевышний в Коране говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا مَنْ يَرْتَدَّ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ
(смысл): «О вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей Веры, то Аллах приведёт вместо вас других людей, которых Он любит и которые любят Его». (сура Аль-Маида: 54)
Всевышний Аллах любит своих рабов, которые Его любят и подчиняются Ему, любит тех, кто придерживается Его велений и предписаний. И Посланник Аллаха ﷺ подчеркнул, что любовь к Аллаху является одной из величайших степеней, к которой стремится уверовавший.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
ثَلاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلاوَةَ الإيمانِ: أَنْ يَكُونَ اللهُ وَرَسُولُهُ أحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سَوَاهُمَا، وَأنْ يُحِبَّ المَرْءَ لاَ يُحِبُّهُ إلاَّ للهِ، وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ في الكُفْرِ ، كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ في النَّارِ
«Сладость веры ощутит тот, в ком соединятся три качества: кто будет любить Аллаха и Посланника Его ﷺ больше всего остального; будет любить того или иного человека только ради Аллаха; не пожелает вернуться к неверию, так же, как не желает быть ввергнутым в огонь Ада». (Бухари, 16; Муслим, 43; Тирмизи, 2624)
Так Посланник Аллаха обусловил сладость веры любовью: любовью к Аллаху, любовью к брату ради Аллаха и нелюбовью отрешения от Аллаха.
Чувство любви – это чувство льющегося и переполненного изобилия, что ощущает муъмин по отношению к Господу, и в ответ он ожидает и надеется на обратную любовь Аллаха к нему.
Ведь у того, кого полюбит Аллах, нет никакого страха. Он будет видеть во всём мире лишь добро, радость, счастье. И встретит он смерть и Ахират в добре и благе, так как Всевышний Аллах, когда любит раба, повышает его степень в Раю и приближает к Себе.
Непостижимость
Одно из значений имени «Аллах» – это величие во всём: в качествах, в именах. И это величие невозможно постичь умом, осознать. Ведь Всевышний Аллах – первый, не имеющий начала существования, последний, не имеющий конца существования.
Его величия и совершенства не достичь и не счесть. Если представить, что человек сможет увидеть величие Аллаха при создании чего-нибудь, то он увидит такое великолепие, что ему останется лишь восхвалять Всевышнего следующими словами: Пречист Аллах, Хвала Аллаху, нет бога кроме Аллаха, Аллах Велик.
ثُمَّ ارْجِعِ الْبَصَرَ كَرَّتَيْنِ يَنْقَلِبْ إِلَيْكَ الْبَصَرُ خَاسِئًا وَهُوَ حَسِيرٌ
(смысл): «Потом обрати свой взор ещё раз и ещё раз: вернётся к тебе взор униженным и утомлённым от того, что не смог найти недостатка в творении Аллаха». (сура Аль-Мульк: 4)
Искренность
«Аллах» – это бог, которому поклоняются, ради которого верующие очищают свои сердца, делают искренними свои поклонения, молитвы, хадж и другие религиозные обряды.
قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ، لَا شَرِيكَ لَهُ ۖ وَبِذَٰلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
(смысл): «Скажи, о Мухаммад: "Поистине, молитва моя и жертвоприношение моё, жизнь моя и смерть посвящаются Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. И это (совершать искреннее поклонение только Аллаху) мне велено, и я – первый из предавшихся Аллаху (мусульман)». (сура Аль-Ан‘ам: 162-163)
Первые слова, посредством которых человек входит во врата Ислама, в единобожие, это слова: «Нет бога кроме Аллаха». Этими словами человек признаёт единого Господа, признаёт, что Он заслуживает поклонения и подчинения, что нужно направить все силы свои – усилия ума, сердца, частей тела – на возвеличивание, восхваление, поклонение такому Господу.
Глубину и величие этих слов можно заметить на лицах только принявших Ислам людей: их лица сияют, их улыбки искренни.
Человеку свойственно поклонение кому-нибудь. Или же он поклоняется Всевышнему, исполняя Его веления и остерегаясь Его запретов, или же он поклоняется чему-то помимо Аллаха и подобен прежним людям, которые поклонялись камням, деревьям: в их адрес он будут направлять свои мольбы, у них будет просить помощи в проблемах.
Такую картину можно заметить и в наше время. Ты можешь встретить профессора в сфере биологии или астрономии, имеющего блестящим ум, однако он может с опущенной головой поклоняться идолу, которого сам соорудил.
Также если человек проявляет упущение в поклонении Аллаху, то есть преследует при этом иную кроме поклонения цель, то в этом случае он допускает и множество других ошибок. Он может следовать своим страстям, может преследовать материальные ценности, например, деньги, может стремиться занять какую-то должность, быть приближенным к руководству и т. д., что усугубляет положение человека в его вере и сбивает с истинного наставления Аллаха.
Мы сегодня можем видеть то, что называется поклонением шайтану, и как в этом погряз Запад: Европа и Америка. Они проводят обряды, в котором присутствуют элементы язычества – дикости, жестокости, эгоизма, страсти, наслаждения – и ограничиваются только этим.
Также мы можем видеть, как эти действия распространяются в мусульманских землях. Парни и девушки встречаются в клубах и на торжествах, исполняют какие-то обряды. Это не что иное, как поклонение шайтану.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَنْ لَا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ ۖ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُبِينٌ
(смысл): «Разве Я не заповедал (завещал) вам через Моих посланников, о потомки Адама (люди), чтобы вы не повиновались шайтану, когда он призывает вас к неповиновению Мне (совершению грехов)? Ведь он для вас враг явный, и как же может человек повиноваться своему врагу?» (сура Ясин: 60)
Магомедрасул Магомедов
Смотрите также: