Слово «Ар-Рахман» (Милостивый) в Священном Коране упоминается 57 раз. Как в следующем аяте:
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
(смысл): «И Бог ваш о, люди, только которому можно служить и поклоняться - есть бог единственный (Аллах), нет бога, заслуживающего поклонение, кроме Него, Милостивого, Милующего». (сура Аль-Бакара: 163)
А слово «Ар-Рахим» (Милующий) повторяется 114 раз. Как в следующем аяте:
فَمَن تَابَ مِن بَعْدِ ظُلْمِهِ وَأَصْلَحَ فَإِنَّ اللّهَ يَتُوبُ عَلَيْهِ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
(смысл): «А кто обратится с покаянием после своего злодеяния (совершения кражи) и исправит себя, то поистине, Аллах примет его покаяние. Поистине, Аллах – Прощающий и Милующий». (сура Аль-Маида: 39)
Качества, связанные с милостью Аллаха являются одним из самых величайших эпитетов Творца. Настолько, что каждый раз, когда верующий (муъмин) встречает своего брата, он его приветствует со словами: «Ассаляму ‘аляйкум варахмату-Ллах» (мир и милость Аллаха Вам).
«Милость» и все производные от этого слова в Священном Коране упоминается в более 160 местах.
Рассмотрим, к примеру, суру Марьям, где упоминается милость Создателя. В начале этой суры есть аят:
ذِكْرُ رَحْمَتِ رَبِّكَ عَبْدَهُ زَكَرِيَّا
(смысл): «Это - упоминание о милости Господа твоего оказанную Им рабу Его Закарийе». (сура Марям: 2)
Это напоминание о милости Аллаха в отношении одному из Своих избранных рабов, когда тот взмолился к Нему. И Аллах был скор в проявлении сострадания. Это свидетельствует о том, как близок Всевышний Аллах, как близка Его милость к тем, кто поклоняется Ему и взывает к Нему.
В середине этой же суры повествуется рассказ о Пророке Ибрахиме (мир ему), когда он обратился к своему отцу со словами:
يَا أَبَتِ لَا تَعْبُدِ الشَّيْطَانَ إِنَّ الشَّيْطَانَ كَانَ لِلرَّحْمَنِ عَصِيًّا
(смысл): «О, отец мой! Не поклоняйся сатане (не повинуйся его призыву поклоняться идолам, ведь поистине, сатана ослушался Милостивого». (сура Марям: 44)
Здесь подчеркивается полное невежество человека об Аллахе, о том, что человек ослушался Милостивого, который заслуживает, чтобы Ему подчинялись и не ослушались, чтобы Ему были признательны и не были из неблагодарных, чтобы его поминали и не забывали. И в ответ на Его милость и щедрость нам следует проявить благодарность и служение Ему.
Далее Пророк Ибрахим (мир ему) сказал:
يَا أَبَتِ إِنِّي أَخَافُ أَن يَمَسَّكَ عَذَابٌ مِّنَ الرَّحْمَنِ فَتَكُونَ لِلشَّيْطَانِ وَلِيًّا
(смысл): «О, отец мой! Поистине, я боюсь, что ты умрешь будучи неверующим и что тебя коснется наказание от Милостивого и ты будешь близким сатаны в Аду». (сура Марям: 45)
Здесь Ибрахим (мир ему) напоминает о каре, которое ожидает грешников, ослушавшихся и отошедших от Его пути. Пророк Ибрахим (мир ему) произнес фразу «наказание от Милостивого». В этой фразе говорится о зверстве, бесчестии, позоре за поступок того, кто отдалился от Аллаха и Его религии.
Почему? Потому, что их наказывает самый Милостивый. Это значит, что те люди достигли в отказе, отрицании, неверии и отдаленности от Аллаха такого предела, что заслужили наказание от Всевышнего, являющимся самым Милостивым.
И в конце этой суры приводится следующий аят:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَيَجْعَلُ لَهُمُ الرَّحْمَنُ وُدًّا
(смысл): «Поистине, те, кто уверовал и совершал праведные дела, - дарует им Милостивый одарит любовью Своих рабов (их полюбят праведные люди)». (сура Марям: 96)
В этом аяте заключается величайшая мысль. Это то, что Всевышний вложит в сердца людей любовь к Своим преданным рабам, которые совершают благое. Аллах возлюбит их и они возлюбят Его.
Затем эта любовь распространится на земле, и эта любовь станет взаимной, обоюдной между людьми. Об этом свидетельствует слова Посланника Аллаха:
إِذَا أَحَبَّ اللَّهُ العَبْدَ نَادَى جِبْرِيلَ: إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ فُلاَنًا فَأَحْبِبْهُ، فَيُحِبُّهُ جِبْرِيلُ، فَيُنَادِي جِبْرِيلُ فِي أَهْلِ السَّمَاءِ: إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ فُلاَنًا فَأَحِبُّوهُ، فَيُحِبُّهُ أَهْلُ السَّمَاءِ، ثُمَّ يُوضَعُ لَهُ القَبُولُ فِي الأَرْضِ
«Когда Аллах любит раба, Он говорит Джибрилю: "Я люблю этого человека, так люби и ты", и так Джибриль любит его, а затем обращается к народу небес: "Аллах любит этого человека, так любите и вы его", и народ небес любит его, и он будет принят на земле». (Бухари, 3209)
Нужно помнить, представлять и верить в это когда мы произносим такие имена Аллаха, как «Милостивый», «Милующий».
В другом хадисе, который передаётся от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) говорится:
إِنَّ اللهَ عَزَّ وَجَلَّ يَبْسُطُ يَدَهُ بِاللَّيْلِ لِيَتُوبَ مُسِيءُ النَّهَارِ، وَيَبْسُطُ يَدَهُ بِالنَّهَارِ لِيَتُوبَ مُسِيءُ اللَّيْلِ، حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ مَغْرِبِهَا
«Поистине, Всевышний Аллах принимает покаяние ночью того, кто совершил что-нибудь дурное днём, Он также принимает покаяние ночью того, кто совершил что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит». (Муслим, 2759)
В хадисе Аль-Кудсий Всевышний Аллах говорит:
يَا عِبَادي ، إنَّكُمْ تُخْطِئُونَ باللَّيلِ وَالنَّهارِ وَأَنَا أغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعاً فَاسْتَغْفِرُوني أغْفِرْ لَكُمْ
«О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас». (Муслим, 2577)
Также в Коране Всевышний нам говорит:
وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ فَسَأَكْتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ
(смысл): «А милость Моя объемлет всякую вещь (все Мои создания). Поэтому Я запишу ее (милость) на том Свете тем, которые остерегаются неверия и ослушания». (сура Аль-А‘раф: 156)
Всевышний создал 100 милостей, как об этом нам поведал Пророк Мухаммад ﷺ. Одна из этих ста милостей было ниспослана на землю. Это одна милость та, которую проявляют друг другу люди, животные. И даже когда скот поднимает свое копыто от своего дитя, дабы не наступить на него, это тоже и есть та одна милость, ниспосланное на землю.
От Салмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللهَ خَلَقَ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِائَةَ رَحْمَةٍ كُلُّ رَحْمَةٍ طِبَاقَ مَا بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ، فَجَعَلَ مِنْهَا فِي الْأَرْضِ رَحْمَةً، فَبِهَا تَعْطِفُ الْوَالِدَةُ عَلَى وَلَدِهَا، وَالْوَحْشُ وَالطَّيْرُ بَعْضُهَا عَلَى بَعْضٍ، فَإِذَا كَانَ يَوْمُ الْقِيَامَةِ أَكْمَلَهَا بِهَذِهِ الرَّحْمَةِ
«Поистине, в тот день, когда Всевышний Аллах создал небеса и землю, Он создал и сто частей милости, каждая из которых занимает своё место между небом и землёй. Из них Он поместил на земле только одну часть милости, именно благодаря этой милости мать проявляет милость своему дитя, а звери и птицы проявляет милость друг к другу. И Он отложил девяносто девять частей, а когда настанет День воскресения, Он дополнит его этой частью милости». (Муслим, 2753; Ибн Маджах, 4294)
Эта всего лишь одна милость, которую поместил Всевышний на землю, которую проявляют между собой люди, животные, птицы и другие.
Вы представьте, как же велика та милость, которая является эпитетом Всевышнего. Эта милость сверх нашего восприятия, воображения, представления и постижения. Если бы люди знали степень милости Аллаха, то никто бы не отчаялся и не потерял надежду на Его сострадание.
Какая разница между «Ар-Рахман» и «Ар-Рахим»?
«Ар-Рахман» - это качество Всевышнего, которое не взаимодействует ни с чем, т.е. Он сам и есть Милостивый. После этого слова не возникает вопрос: милостив к кому.
«Ар-Рахим» - это качество Всевышнего, которое используется при взаимодействии с творениями.
К примеру, Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
(смысл): «Он (Аллах) милующий к верующим». (сура Аль-Ахзаб: 43)
В этом аяте использовано слово «Ар-Рахим» (Милующий) так как речь идет о проявлении милости Аллаха к верующим. Всевышний же ведь не сказал:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحْمَانًا
«Он (Аллах) милостив к верующим».
Как мы упомянули выше, слово «Ар-Рахман» используется только в отношении Всевышнего и всёх.
Также есть другое значение этих слов.
«Ар-Рахман» - это эпитет Всевышнего, указывающий на Его милость ко всем на этом свете, и к верующим и к неверующим. То есть в этом мире милости Аллаха удосуживаются абсолютно все, независимо от его веры. Но только на этом свете.
«Ар-Рахим» - это качество Всевышнего, указывающий на Его милость на том свете только к уверовавшим. То есть в Ахирате милость Аллаха распространится только на верующих, а неверных постигнет наказание.
Хвала Аллаху, который описывает Себя качествами милости.
Хвала Аллаху, милость которого опережает Его гнев.
Хвала Аллаху, милосердие которого безгранична.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Магомедрасул Магомедов
Смотрите также: