Можно ли принять украденное имущество в расчёт закята

9 Сентябрь 2020
1381

Каждый мусульманин обязан выплачивать закят со своего имущества, если имеются все условия для вменения ему в обязанность выплаты закята. К таким условиям относится прежде всего наличие достаточного имущества, достижение имуществом нисаба (минимального порога объёма, по достижении которого закят становится обязательным), истечение года (хавль) с момента достижения нисаба и другие.

При наличии всех этих условий имущество, предназначенное для выплаты закята, отделяется от основного имущества и передаётся людям, которые относятся к категориям людей, заслуживающих закят.

Закят, выплаченный человеку, который его не заслуживает, считается недействительным. Выплативший такому человеку закят имеет право потребовать обратно выплаченное в качестве закята имущество, чтобы передать его тому, кто заслуживает его.

Что касается имущества, которое было украдено у человека, то нельзя считать его закятом, потому что во время выплаты закята он должен сделать намерение выплатить его. Вдобавок к этому, если человек не знает того, кто украл его имущество, естественно, он не может знать, относится ли он к категории людей, которые заслуживают закят.

Шейх Аль-Ислям Закария Аль-Ансари в своей книге «Асна аль-маталиб фи шарх Равз ат-талиб» об этом пишет следующее:

تُشْتَرَطُ أَيْ تَجِبُ كَمَا عَبَّرَ بِهِ الْأَصْلُ (نِيَّةُ زَكَاةِ الْمَالِ) وَلَوْ بِدُونِ الْفَرْضِ لِأَنَّهَا لَا تَكُونُ إلَّا فَرْضًا بِخِلَافِ الصَّلَاةِ

«Намерение выплатить закят с имущества является обязательным условием. И этого намерения достаточно для закята, даже без упоминания того, что он обязательный, ибо закят, в отличие от намаза, бывает только обязательным».

Даже если известен человек, укравший это имущество, нельзя принять его в счёт закята, потому что при выплате закята не соблюдены основные условия: намерение на выплату закята, передача и принятие имущества, которое выплачивается в качестве закята.

Если всё-таки человек посчитал украденное у него имущество закятом, считается, что он подарил это имущество вору, потому что тот не выполнил условия выплаты закята. Обокраденный должен, не приняв в счёт украденное имущество, выплатить, как обычно, свой закят.

Истинный мусульманин, как только наступает время выплаты закята, несмотря ни на что, выделяет из своего имущество ту часть, которая должна быть выплачена в качестве закята. Потом он, не откладывая, сам раздаёт это имущество тем людям, которым полагается закят, или передаёт это имущество имаму или доверенному благотворительному фонду, который занимается раздачей закята.

Тем не менее, некоторые люди пытаются избежать выплаты закята, прибегая к различным сомнительным схемам и хитрым уловкам. Кто-то пытается перекинуть на счёт закята украденное имущество, кто-то пытается закрыть закят за счёт прощения долгов и тому подобного.

Такие хитрости не к лицу мусульманам. Верующий человек всеми своими делами добивается только довольства Всевышнего, а не пытается любыми путями скинуть с себя Его обязательства и предписания. Невыплата закята является большим грехом, за который Всевышний Аллах в День великого суда будет строго карать тех, кто отказался выполнить этот столп Ислама.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ آتَاهُ اللَّهُ مَالًا، فَلَمْ يُؤَدِّ زَكَاتَهُ مُثِّلَ لَهُ مَالُهُ يَوْمَ القِيَامَةِ شُجَاعًا أَقْرَعَ لَهُ زَبِيبَتَانِ يُطَوَّقُهُ يَوْمَ القِيَامَةِ، ثُمَّ يَأْخُذُ بِلِهْزِمَتَيْهِ - يَعْنِي بِشِدْقَيْهِ - ثُمَّ يَقُولُ أَنَا مَالُكَ أَنَا كَنْزُكَ، ثُمَّ تَلاَ: (لَا يَحْسِبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ) الآيَةَ

«В День воскрешения богатство, дарованное Аллахом тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: "Я – твоё богатство, я – твоё сокровище"».

А потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал следующий аят:

وَلَا يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَّهُم بَلْ هُوَ شَرٌّ لَّهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُوا بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلِلَّهِ مِيرَاثُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

(смысл): «И пусть не считают те, которые скупятся отдавать то, что даровал им Аллах по Своей щедрости, что она [скупость] является благом для них. Нет, наоборот, она [скупость] зло для них. В День воскрешения обязательно закуют их в ошейники из того, на что они скупились. Всевышнему Аллаху принадлежит всё, что на небесах и земле, и Аллах ведает о том, что вы творите». (сура Али ‘Имран, 180)» (Имам Ахмад, 8661; Бухари, 1403; Ан-Насаи, «Ас-Сунан Аль-Кубра», 2273)

Институт закята играет важную роль в улучшении благосостояния отдельных людей и всего общества, способствует ликвидации бедности и нищеты. Выплата закята, как правило, охватывает те слои населения, которые больше всего нуждаются в поддержке. То есть закят способствует оказанию помощи тем, кто находятся в затруднительном материальном положении.

Если люди, владеющие имуществом, которого достаточно для выплаты закята, откажутся от своих обязательств, проявив безразличие к предписаниям Всевышнего и проблемам нуждающихся, то это толкнёт их (нуждающихся) на противоправные поступки. Ведь чаще всего в основе таких преступлений, как воровство, грабёж, убийство, лежит материальная нужда и отсутствие поддержки со стороны окружающих.

Распространение таких преступлений приводит общество к социальному упадку, а вследствие этого – к экономическому коллапсу. Вследствие этого те же самые владельцы имущества потерпят большие убытки, которых можно было избежать, если бы они вовремя выплатили нуждающимся закят.

Как мы знаем, устранение последствий таких кризисов требует от общества гораздо больше расходов, чем те, которые идут на их профилактику. То есть выплата закята и поддержка нуждающихся предотвращает социальные и экономические кризисы в обществе.

Таким образом, институт закята способствует процветанию общества и ликвидации причин, вызывающих социальную несправедливость. Поэтому нельзя проявлять небрежность в отношении выплаты закята и прибегать ко всяким уловкам и хитростям, чтобы избежать его выплаты.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.