Как не сбиться с истинного пути?

17 Март 2016
2758

Всевышний Аллах создал человечество с одной целью – чтобы люди поклонялись Ему Единственному, как Он сказал в священном Коране, в 56 аяте суры Аз-Зария (смысл): «И не сотворил я людей и джинов, кроме как для поклонения мне». Аллах предписал всем людям поклоняться Ему, и за выполнение этих предписаний обещал вознаграждение в раю, также Аллах предостерегает людей от запретных деяний и за это обещал им наказание в аду. Однако Аллах оставил выбор за нами, и каждый из нас имеет право выбрать свой путь и соответственно – свою «награду» на том свете.

Аллах в Коране говорит (смысл):

«Разве Мы не повели его к двум вершинам?» (сура Аль-Баляд, 10) – то есть двумя путями.

Ибн Касир в толковании этого аята пишет:

«Ибн Мас`уд сказал: «Это добро и зло». Абу Раджа сообщил: «Я слышал, как аль-Хасан сказал относительно этого аята: «Нам стало известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О, люди! Есть два пути: добра и зла. И Аллах не сделал путь зла любимее для вас, чем путь добра». (Ибн Джарир)

Представьте себе, что вы едете по дороге и подъезжаете к развилке. Дорога в одну сторону – трудная с подъемами, а другая – лёгкая, асфальтированная и без подъёмов. Первая дорога вдобавок к этому еще и ухабистая, там разбросаны камни, на каждом шагу ямы, что очень затрудняет проезд. Но на этой дороге установлен указатель с надписью, что, несмотря на его ухабистость и трудность, она приведёт в большой красивый город, который и является вашей целью.

А вторая дорога – это асфальтированное шоссе с цветущими деревьями по обе стороны дороги, через определённые расстояния там расположены рестораны, кофейни и другие заведения для развлечения и отдыха. Дорога просто радует глаз и услаждает слух. Но на этой дороге установлен указатель с надписью, что эта дорога ведет к погибели, и человек, который поедет по этой дороге, не имеет ни единого шанса на спасение.

По какой из этих двух дорог вы поедете? Выбор за вами…

Несомненно, ваше эго, оставив трудную дорогу, потянется к лёгкой и предпочтёт прокатиться по шоссе, чем подниматься по ухабистой грунтовой дороге. Это и есть врождённое качество человека, которым его наделил всевышний Аллах. И если вы не обуздаете свое эго и последуете своему нафсу, вы, конечно, свернёте на лёгкую дорогу.

Однако здесь проявляется разум, взвешивает все и «за» и «против» – минутные удовольствия, за которые вы будете подвергнуты непереносимым мукам, или минутная трудность, но потом за это вы получите вечное удовольствие. Конечно же, разум выберет второе (то есть первую дорогу).

Это и есть пример дороги в рай и дороги в ад.

Дорога в ад устлана разного рода удовольствиями. Проходя по этой дороге, вы найдёте всё, чего душа пожелает, а нафс человека любит это и избегает трудностей. А дорога в рай обещает много трудностей. Там множество ограничений и заповедей, которых нельзя нарушать. Нужно будет бороться со своим нафсом и страстями. Но в конце этой дороги вас ждёт вечное удовольствие в раю, а если вы пойдёте по первой дороге, вас ждут вечные муки в аду. Студент университета во время сессии мучается, когда вся семья занимается чем душа пожелает. Один смотрит телевизор, другой играет на компьютере, третий лежит и отдыхает, только он один возится с книгами, тетрадями и готовится к экзаменам. А когда заканчивается сессия, и он успешно сдаёт экзамены, он испытывает такое удовольствие, что забывает бессонные ночи и мучения. Так же бывает и с больным человеком. На протяжении долгого времени он терпит процедуры, пьет неприятные лекарства, соблюдает строгую диету и в конце добивается выздоровления.

Аллах поставил перед нами две цели и дал нам, вне зависимости от возраста, пола и знаний, способность/свойство, благодаря которому мы можем выбрать между этими целями, и увидеть разницу между добром и злом. Более того, такая способность присуща даже животным. Например, если мы даём кошке кусок мяса, она спокойно ест его перед нами. А если кошка своровала этот кусок мяса, она убегает далеко и быстро поедает его. Её глаза постоянно смотрят в нашу сторону. Она боится, вдруг кто-то придет и заберёт у нее эту еду. Это и есть способность видеть разницу между добром и злом. Она точно знает, что первый кусок она получила заслуженно, а второй взяла не по праву.

Разве она не не видит разницы между добром и злом, между дозволенным и запретным (халялом и харамом)?

Аллах нам указал путь, дал разум, а выбор за нами.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.