О чём чаще всего сожалеют люди на смертном одре

29 Июль 2017 57

Австралийская писательница Бронни Вэр (Bronnie Ware) много лет жизни посвятила работе медсестрой в больнице, помогая пациентам облегчить их боль в тот момент, когда душа покидает тело.

На основании своего опыта Бронни написала статью, которая впоследствии превратилась в книгу под названием «Пять заповедей для полноценной жизни». Её книга была переведена на 27 языков, и из простой медсестры Бронни Вэр превратилась в писателя с мировым именем.

«Когда я спрашивала людей, о чём они сожалеют или что они хотели бы изменить в своей жизни, – говорит она, – в ответ я слышала одни и те же ответы».

Вот они:

1. Жаль, что у меня не хватило мужества оставаться верным себе, а не жить так, как от меня этого ждали другие.

Об этом люди жалеют чаще всего. Когда они понимают, что их жизнь вот-вот закончится, и оглядываются назад, они видят, как много замыслов и мечтаний остались нереализованными. Большинство людей за свою жизнь не смогли реализовать даже половины своих замыслов и только на смертном одре они понимали, что это стало результатом их собственного выбора. Здоровье дает такую свободу, о которой мало кто задумывается до того момента, когда оно вдруг исчезает.

2. Жаль, что я слишком много работал.

Я слышала это практически от всех мужчин, за которыми я ухаживала. Они сожалели о том, что пропустили юность своих детей и проводили недостаточно времени со своими супругами. Женщины тоже нередко признавались, что жалеют об этом. Однако поскольку многие из них принадлежали к старшему поколению, большинству из моих пациенток не нужно было брать на себя обязанности главного кормильца семьи. Все мужчины, за которыми я ухаживала, искренне сожалели о том, что потратили большую часть жизни на работу.

3. Жаль, что мне не хватало смелости откровенно выражать свои чувства.

Многие люди подавляли свои чувства, чтобы сохранять мир в отношениях с окружающими. В результате они вели довольно посредственное существование и так и не смогли стать теми, кем могли бы стать. У многих из них развились болезни, причинами которых стали испытываемые ими горечь и неудовлетворенность.

4. Жаль, что я так мало общался с друзьями.

Часто люди не осознавали истинную ценность старых друзей до тех пор, пока они не оказывались на смертном одре или когда их уже невозможно было отыскать. Многие из них были настолько озабочены деталями и проблемами своей собственной жизни, что в какой-то момент переставали поддерживать отношения со своими лучшими друзьями.

Умирающие люди часто испытывали глубокие сожаления о том, что не уделяли дружбе того внимания, которого она заслуживала. На смертном одре все испытывают тоску по своим друзьям.

5. Жаль, что я не позволял себе быть счастливым.

Удивительно, но умирающие довольно часто сожалеют об этом. Многие из них до самого конца не понимали, что счастье – это вопрос выбора. Они всю жизнь придерживались старых устоев и привычек. Так называемый комфорт хорошо знакомого быта пропитывал их эмоции и их физическую жизнь.

Страх перед переменами заставлял их притворяться перед другими людьми и перед собой, что они довольны своей жизнью, хотя в глубине души им очень хотелось искренне рассмеяться и вернуть в свою жизнь непосредственность.

Как известно, жизненная позиция, ментальность, мирские ценности и многое другое формируется в том числе и под воздействием религии индивида. А значит, ответы на одни и те же вопросы у людей разных вер могут отличаться.

Скорее всего, пациенты, за которыми ухаживала Бронни Вэр, были не мусульманами, ибо она ухаживала за больными в Австралии, где мусульман – меньшинство (по данным переписи 2011 года, 476 291 человек, или 2,2% от общего количества населения Австралии.

Конечно, всё вышеперечисленное тоже есть в жизни мусульман, но всё же некоторые различия в их мнении могут быть. И вот какие, на мой субъективный взгляд. Верны они или нет, судить вам, читатель. Скорее всего, сожалеть правоверный мусульманин будет:

1. об упущенном без пользы для Ахирата времени;

Как известно, между знанием и осознанием целая пропасть, и переход из одного состояния в другое порой занимает не один год, а то и десяток лет. И когда приходит осознание того, что жизнь, которая ещё вчера была впереди, увы, оказалась позади тебя, и поделать с этим ничего нельзя, именно тогда (наверное) и начинаешь понимать истинную цену времени.

А когда понимаешь, что треть твоей жизни прошла во сне (к сведению, такое получается, если спать 8 часов в день), а тем, что осталось, распорядился не совсем целесообразно (работа, отдых, общение и т.д.), сожаление должно быть ещё более горьким. Ведь, как сказано Всевышним в Коране:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (познали Меня)». (сура Аз-Зария, 56) А сколько из нас покидают этот мир познавшим Аллаха?

2. о том, что был недостаточно хорошим сыном или дочерью;

Когда мы появляемся на этот свет, большинство из нас, хвала Аллаху, застают родителей живыми. Но, к сожалению, многие воспринимают это как должное и часто злоупотребляют этим.

А когда приходит осознание и этого своего упущения, им, наверное, становится не по себе. Ведь каким бы хорошим сыном (или дочерью) ты ни был, ты мог бы быть ещё лучше. И даже если ты умираешь, пережив своих родителей на много лет, думаю, всё равно перед глазами проплывают образы матери и отца, у которых есть о чём просить прощения.

3. о том, что не дал своим детям должное воспитание;

Часто приходится слышать сожаления родителей по поводу своих уже повзрослевших детей. Но как правило уже бывает поздно что-либо изменить. У детей появляется своё мнение, своя жизнь, своя семья, следовательно, им не до тебя. Но, хвала Аллаху, такой проблемы отцов и детей как на Западе у нас нет, но все-таки упущения случаются. Наверно у каждого и перед смертью они все станут более заметными.

4. о том, что не изучал исламские науки;

К сожалению, годы коммунистического прошлого в нашей стране сделали своё дело. Хотя в советский период в Дагестане, несмотря на строгий запрет на религиозное образование со стороны государства, и находились смельчаки, которые получали религиозные знания, всё же большинство из нас не имеют достаточного исламского образования, особенно те, кого сегодня называют взрослым поколением.

И сожаление на смертном одре, наверное, приходит не от того, что просто не имеешь знаний, а потому что из-за их отсутствия многое упустил в своей религии. Ведь алим, используя знания, может любой поступок делать угодным Всевышнему.

5. о том, что грешил.

Мы знаем, что все люди, кроме пророков Аллаха (мир им), грешны. Но, к большому сожалению, эту вероятность впасть в грех мы воспринимаем чуть ли не как обязательную, говоря себе и другим: «А кто сейчас без греха, многие впадают даже в большие грехи».

P.S.

Мы коснулись темы сожалений, людей, которые доживают свои последние дни, часы, минуты. Не знаю, как обстоят дела у немусульман, и ожидают ли они продолжения своей жизни после смерти, но правоверные мусульмане свято верят в это. И какое бы большое упущение в своей жизни ты ни допустил, и какой бы большой грех ты ни совершил, врата покаяния открыты для каждого (пока солнце не взойдёт с запада), и это особая радость для приверженцев Ислама.

Мусульмане могут искренне покаяться в своих злодеяниях и заслужить прощение Всевышнего Аллаха. Но и это ещё не всё: если просить искренне, Всевышний Аллах может все совершённые вами грехи по Своей милости превратить в благодеяния.

Дай Аллах нам жить так, как велит нам наш Милостивый Создатель, Аллах. А если вдруг мы отойдем от его велений, да простит Он наши грехи и сделает нас рабами, заслужившими Его довольство. Амин!

Махач Гитиновасов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.