Истинное покаяние должно быть именно таким!

25 Апрель 2016
25368

Всевышний Аллах в Коране и через своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) сообщает своим рабам, что Он любит и прощает тех, кто кается в своих грехах. Покаяние подразумевает раскаяние в совершённом грехе, немедленный отказ от него и обращение к Всевышнему Аллаху с просьбой о прощении. Как обещает Всевышний Аллах, каждое истинное покаяние будет принято, и грех будет прощён.

Учёные говорят, что за каждый совершённый грех следует приносить покаяние, не откладывая. При этом, если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, и никого из людей оно никак не затронуло, то покаяние должно соответствовать трём условиям:

во-первых, человеку следует отказаться от совершения этого греха;

во-вторых, раскаяться, то есть выразить сожаление, что он совершил этот грех;

в-третьих, принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.

Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий не будет соблюдено, то покаяние не будет считаться действительным (в полной мере).

В том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно соответствовать уже четырём условиям, а именно — трём вышеупомянутым и ещё одному: согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него. А если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах, или иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу. В случае невозможности вернуть конкретное присвоенное имущество необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.

Если же дело касается клеветы или любого иного греха, который в соответствии с установлениями Корана и Сунны подлежит обязательному наказанию (хадд), то виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего. Если же это связано с возведением хулы (высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно), то виновному следует попросить прощения именно у потерпевшего. То есть следует сообщить ему лично о том, что говорилось за его спиной, и попросить у него прощения за это.

Покаяние следует приносить за все грехи без исключения.

Если же человек покается только за часть своих грехов, то его покаяние, по мнению учёных, придерживающихся истины, может считаться действительным, но при этом на нём остаются другие грехи, в которых он не покаялся. Следовательно, он должен будет принести покаяние и за остальные грехи, ибо на обязательность покаяния указывают и Коран, и Сунна, и единодушное мнение учёных (Иджма').

Всевышний Аллах в Коране сказал:

 يا أيها الذين آمنوا توبوا إلى اللّه توبة نصوحاً

«О те, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с истинным покаянием». (Сура «Ат-Тахрим», 8).

Обращайтесь с таким покаянием (тавба насух), которое смоет все предыдущие грехи и плохие деяния каявшегося, очистит его от всего того низменного и негативного, что было до покаяния.

'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

 قال عمر التوبة النصوح أن يتوب من الذنب، ثم لا يعود فيه أو لا يريد أن يعود فيه

«Истинное покаяние – это такое покаяние в грехах, после которого человек никогда потом не возвращается к ним, или у него даже не возникает такого желания».

Поэтому и учёные говорят: истинное покаяние это, во-первых, отказ от греховного поступка, который он совершает в данный момент; во-вторых, сожаление о том, что человек уже успел совершить; и в-третьих, твёрдое решение не совершать таких поступков в будущем. Если имеются какие-либо обязательства перед людьми, то следует выполнить и эти обязательства, ибо от Абдуллаха Ибн Масуда передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

 وفي الحديث الصحيح: الندم توبة

«Раскаяние (сожаление) – это покаяние». (Имам Ахмад, Ибн Маджа)

Также передаётся, что Убаййа Ибн Кааба (да будет доволен им Аллах) спросили:

«Что же является искренним покаянием (тавба насух)?» Он ответил: «Я спрашивал про это Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он ответил:

سألت رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم عن ذلك فقال: هو الندم على الذنب حين يفرط منك فتستغفر اللّه بندامتك منه عند الحاضر ثم لا تعود إليه أبداً (أخرجه ابن أبي حاتم)

«Это раскаяние в грехе в то время, когда ты совершаешь его – ты просишь у Аллаха прощения за этот грех, сожалеешь о содеянном в настоящее время и никогда не совершишь подобного впредь». (Ибн Абу Хатам)

 

Исходя из всего вышеприведённого, возникает вопрос:

Является ли обязательным условием истинного покаяния и смывания всех предыдущих грехов отказ от греха, в котором он покаялся, до конца своей жизни, ибо в хадисе говорится: «Никогда не совершишь подобного впредь», или же достаточно твёрдого решения не возвращаться к этому греху в дальнейшем?

В ответ на это приводится следующий хадис:

من أحسن في الإسلام لم يؤاخذ بما عمل في الجاهلية، ومن أساء بالإسلام أُخذ بالأول والآخر

«Того, кто будет благочестивым (совершать благодеяния) после принятия Ислама, Аллах не накажет за его (плохие) деяния, совершённые им во время невежества (джахилии), то есть до принятия им Ислама. А того, кто будет неблагочестивым (будет совершать зло, плохие деяния) после принятия Ислама, Аллах накажет за это и за то, что было до принятия им Ислама». (Бухари)

Если таково решение относительно человека, принявшего Ислам, то более предпочтительным будет такое же решение относительно покаявшегося человека.

Любой грех, несмотря на величину, требует покаяния. Грех, в котором человек искренне раскаялся, обязательно будет прощен Всевышним Аллахом. Если же человек совершает плохие поступки и не раскаивается в них, то по воле Аллаха он непременно будет наказан как в этом Мире, так и в Ахирате (жизни вечной).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.