Почему мы редко плачем от страха перед Аллахом

6 Сентябрь 2017

Как известно, практически каждый человек в своей жизни хотя бы иногда плачет. Любой живой человек в своей жизни когда-либо плакал. Причины, которые вызывают слёзы как один из способов облегчения эмоционального состояния человека, могут быть разными.

Человек может плакать от радости, от печали, от невыносимой боли, от невосполнимой потери, а иногда просто так для эмоциональной разрядки. Но основной функцией, которую может выполнять в нашей жизни плач, является снятие напряжения, ибо, поплакав, любой человек ощущает, что с него «спала тяжесть».

Во время плача выделяется кортизол, его ещё называют гормоном стресса. Когда человек плачет, его организм находится в состоянии полной боевой готовности, а при успокоении все мышцы расслабляются. Это приятное расслабление ощущается как облегчение в физическом плане.

Слёзы богобоязненности

Хотя религия не осуждает плач и слёзы в разумных пределах, тема нашей статьи не о плаче, который просто выражает эмоциональную реакцию и снимает напряжение.

Учёные говорят, что настоящее дуа (мольба) и тавбу (покаяние) должны сопровождаться слезами, ибо они свидетельствуют о чистоте помыслов и намерений. Слеза, пролитая ради Всевышнего Аллаха, есть спасение человека. Слёзы должны быть чистыми и искренними, тогда они будут иметь силу, тогда они смогут принести пользу, радость, счастье, очищение, милость Аллаха.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَيَخِرُّونَ لِلْأَذْقَانِ يَبْكُونَ وَيَزِيدُهُمْ خُشُوعًا

(смысл): «И падают на свои лица, преклоняясь ниц, плача от впечатлений, полученных из наставлений Корана, и увеличивает это [слушание Корана] в них смирение пред Аллахом» (сура Аль-Исра: 109).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

لا يَلِجُ النَّارَ رَجُلٌ بَكَى مِنْ خَشْيَةِ اللهِ حَتَّى يَعُودَ اللَّبَنُ في الضَّرْعِ، وَلاَ يَجْتَمِعُ غُبَارٌ في سبيلِ اللهِ وَدُخَانُ جَهَنَّمَ

«Не войдёт в Огонь человек, плакавший от страха пред Аллахом, до тех пор, пока молоко не вернётся обратно в вымя, из которого его надоили, и не встретятся друг с другом пыль на пути Аллаха и дым геенны» (Ибн Маджа, Тирмизи).

То есть человек, который плачет от страха, побуждающего плачущего повиноваться всем велениям Аллаха, не войдёт в Ад. А слова Пророка «до тех пор, пока молоко не вернётся обратно в вымя» подразумевают, что этого не случится никогда.

Также Пророк причислил человека, чьи глаза наполняются слезами при поминании Всевышнего Аллаха, к семи категориям людей, которые будут пребывать в тени в Судный День.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

سَبْعَةٌ يُظِلُّهُمُ اللهُ في ظِلِّهِ يَوْمَ لا ظِلَّ إِلاَّ ظِلُّهُ: ...وَرَجُلٌ ذَكَرَ الله خَالِيًا ففاضت عَيْنَاهُ

«Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: …, а также того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Всевышнего Аллаха» (Бухари; Муслим).

От Абу Умамы Судаййа бин ‘Аджляна аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

لَيْسَ شَيْءٌ أحَبَّ إِلى اللهِ تَعَالَى مِنْ قطْرَتَيْنِ وَأثَرَيْنِ: قَطَرَةُ دُمُوع مِنْ خَشْيَةِ اللهِ، وَقَطَرَةُ دَمٍ تُهَرَاقُ في سَبيلِ اللهِ. وَأَمَّا الأَثَرَانِ فَأَثَرٌ في سَبيلِ اللهِ تَعَالَى، وَأَثَرٌ في فَريضةٍ مِنْ فَرائِضِ الله تَعَالَى

«Нет ничего, что Всевышний Аллах любил бы больше двух капель и двух следов. Что касается капель, то это слеза, пролитая от страха пред Аллахом, и капля крови, пролитая на пути Всевышнего Аллаха. Что же касается двух следов, то это след на пути Всевышнего Аллаха и след, остающийся на теле после выполнения чего-либо, предписанного Всевышним Аллахом» (Тирмизи).

Мужественнее человека, чем Посланник Аллаха , не было и не будет, а он, как известно, пролил немало слёз, переживая за свою умму, то есть за нас с вами. Также проливали слёзы сподвижники Пророка , их последователи и наши праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах).

Поэтому мы должны бояться наказания Аллаха, бороться с желаниями нафса, пагубными страстями и дурными наклонностями, и нам тоже следует по возможности хотя бы иногда плакать, ибо слёзы, пролитые в уединении из-за страха перед Всевышним, являются спасением от адского огня.

Муслим Абдулаев