Радость благочестивых – месяц Раджаб

21 Март 2018 1480

Отметившись лёгким похолоданием, первый весенний месяц плавно перешагнул свой экватор и начал медленное движение в сторону долгожданной оттепели.

Ещё не закончившись, март запомнился общественности несколькими знаковыми событиями, среди которых: переизбрание Ангелы Меркель на четвёртый срок, легализация в Индии пассивной эвтаназии, укрепление популистских движений на парламентских выборах в Италии и многое другое.

Однако для мусульман всего мира март припас кое-что особенное, а именно – первый из трёх благословенных месяцев под названием Раджаб. Как известно, исламское летоисчисление ведётся по лунному календарю, Раджаб является седьмым месяцем и примечателен для мусульман несколькими знаменательными датами.

Вообще, если вдаваться в этимологию названия, то слово «раджаб» является производным от слова «ар-руджуб», что переводится как «Возвеличивание». Связано это не в последнюю очередь с тем, что именно в этот благодатный месяц произошли, пожалуй, самые знаменитые чудеса нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), известные как Миʻрадж и Исраъ.

Эти события имели огромное значение для становления Шариата, так как именно в процессе своего Вознесения Пророк (мир ему и благословение Аллаха) получил для своей Уммы такую милость, как пятикратный намаз.

Также месяц Раджаб именуют словом «Музара» в честь одного из многочисленных предков Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Среди остальных арабов джахилийской эпохи племя вышеназванного Музара отличалось тем, что они не переносили этот месяц на другое время, как это делали остальные племена, не желавшие прекращать в этот период военные конфликты.

Раджаб также является одним из четырёх запретных для войн месяцев (ашхур аль-хурум), о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев, и это было записано в писании Аллаха [в Хранимой Скрижали] в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. К ним относятся четыре запретных месяца (Зуль-каада, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб), в которые Аллах запретил воевать. Таков Прямой Закон. Не причиняйте же зла самим себе, посягая на их запретность и совершая грехи». (сура «Ат-Тавба»: 36)

Ибада

Рассказывается, что при появлении луны месяца Раджаб Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал следующее дуа:

اللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِي رَجَبٍ، وَشَعْبَانَ، وَبَلِّغْنَا رَمَضَانَ

«Аллахумма барик лана фи Раджаба ва Шаʻбана ва баллигна Рамазан (О Аллах, даруй нам благословение в месяц Раджаб и Шаʻбан. И дай нам дожить до месяца Рамадан)». (Табарани)

Говорится, что это дуа желательно читать регулярно в месяцы Раджаб и Шаабан.

Рассматривая месяц Раджаб как преддверие Рамадана, можно охарактеризовать это следующим способом: Раджабвремя посева, Шаабанвремя полива, а Рамаданвремя сбора урожая. Известно, что верующие, которые проводят эти благословенные месяцы в ибадате, получат от Всевышнего в этом мире и в Ахирате особое воздаяние. Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн ʻАббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Аллах выделил из двенадцати месяцев четыре, сделав их запретными, возвеличив их значение. И Он сделал так, что грехи в эти месяцы хуже, а благие деяния и награда выше!»

Пост

Как мы знаем, в священные для мусульман дни зачастую желательно соблюдать пост. Не стал исключением и месяц Раджаб.

В переданном Абу Давудом достоверном хадисе сообщается:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся». (Абу Давуд)

Поясняя данный хадис в своей книге «Шарх Аль-Муслим», имам Ан-Навави пишет следующее: «В "Сунане" (сборнике хадисов) Абу Дауда сказано, что, поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше». (Комментарий к хадису № 1960, 4/ 167)

Если вдуматься, уважаемые братья и сёстры, то реальное положение вещей перед человеком открывается лишь после смерти. Именно там придёт настоящее раскаяние за упущения в религии и неиспользованные шансы, которые, подобно золотому дождю, то и дело накрывают нас. Нас! Всё ещё живых. Однако до следующего Раджаба кого-то уже с нами не будет. Это факт. Такой же очевидный, как и то, что каждый будет думать: «Я-то уж точно доживу до следующего Раджаба и всё наверстаю».

Пусть Всевышний, дарующий нам огромные возможности, наделит нас мудростью не расточать шансы понапрасну и использовать такие благословенные отрезки времени, как месяц Раджаб. Аминь!

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.