Философы и деятели культуры об Исламе

24 Март 2020 3170

Истиной во все времена является афоризм, который гласит: «Кого Аллах хочет наказать, того лишает разума!». В Священном Коране он выражается в идее о том, что Всевышний закрывает глаза, уши и сознание людей, которые идут по пути бесчестия и атеизма.

Такое явление закономерно, ибо мир устроен Творцом диалектически. Это означает, что для испытания людей Аллах допускает наличие зла, и личности, лишённые разума, играют роль «плохих героев». Они нужны, чтобы своими поступками, вызывая страдания, боль, несчастья и раннюю смерть других людей, удержать от падения тех, кто колеблется в вере. Ибо истина заключается в том, что сомневающиеся обращаются к Аллаху тогда, когда им плохо.

Поэтому сторонники зла тоже служат Всевышнему, и осуждать их, презирать и ненавидеть в душе нельзя. Критиковать словами и сдерживать зло делом нужно – это воля Аллаха, но в душе недопустимо. Не зря народная мудрость гласит: «Бог им судья!», то есть личность отказывается от осуждения даже самого подлого и злого человека, так как это область божьего промысла.

Поэтому, прочитав слова известного общественного деятеля А. Невзорова: «Мусульмане являются нахлебниками у всего цивилизованного мира», автор статьи отказался от внутреннего негодования и злобы в его адрес. Подумал только: «Вот ярчайший пример того, что у грамотного, культурного и высокообразованного человека глаза, уши и разум могут быть закрыты».

Видный публицист, наверное, уверенный в своём знании истории и культуры народов мира, показывает удивительную безграмотность в вопросах религии, ибо играет роль «атеиста». Он отказывает арабо-исламской культуре в великих открытиях средневековья, когда именно улемы Ислама были ведущей научной силой на мировом уровне.

Невзоров наслышан о том, что мусульмане заимствовали великую культуру древних греков, однако не хочет воспринимать истину о великой творческой миссии арабо-исламской науки. Ибн-Рушд, Аль-Кинди, Ибн-Сина, Улугбек, Аль-Бируни, Аль-Хорезми и десятки других учёных написали важнейшую страницу мировой науки.

Мусульманские студенты начали обучение в университете Багдада, открытого халифом Аль-Мамуном в 820 году, в Марокко – 859 году. Старейший университет Европы – Оксфордский – начал работу только в 1096 году, Парижский – в середине 12 века.

Простые арифметические вычисления докажут, насколько отсталой была европейская наука по сравнению с арабо-исламской. Можно задаться вопросом, а возникла бы наука Запада без влияния учёных мусульманства?

Наличие творческих потенций арабо-исламской культуры, науки и образа жизни мусульман доказывают мыслители прошлого и современности. Великий немецкий философ Георг Гегель отметил простоту вероисповедания мусульман, которая сама по себе способна подчинить себе различные народы.

Социально-политические мысли К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина не прошли испытания временем, так как оказались ошибочными. Однако их материалистическая философия останется мировым достоянием. Удивительно, однако эти атеисты в своё время отметили революционное значение нравственного учения Пророка Мухаммада .

Великий русский философ 19 века В. С. Соловьёв издал монографию «Магомет: жизнь и религия», где дал объективный анализ жизнедеятельности и учения Посланника Аллаха. Главное в его работе – это обстоятельное доказательство нравственной природы Ислама.

На основе коранических аятов В. Соловьёв доказывает наличие гуманистических принципов у религии мусульман. Особое внимание он обращает на интернациональную природу Ислама, ведь религия Аллаха провозглашает все народы мира равными, отрицая исключительность мусульман.

Махатма Ганди, всемирно известная личность, основатель независимой от британской империи Индии, считал Пророка Мухаммада одним из лучших деятелей в сфере духовности.

Важнейшими чертами Посланника Аллаха он признавал следующие: «Это была непреклонная чистота, высшее самопожертвование Пророка , пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию».

Современный исследователь Фрэнсис Фукуяма также отметил прогрессивные возможности развития Ислама. По его мнению, мусульманство становится конкурентом западного либерализма, так как распространяет «призыв, обращённый к сердцу каждого человека».

Современная глобализация ориентирована на формирование общества потребителей материальных благ, а СМИ определяет параметры жизнедеятельности сотен миллионов людей, превращая их в безликую массу. Ислам же предполагает личное обращение к Всевышнему и ответственность перед ним.

Один из признанных учёных современной науки в сфере философии и социологии С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизации» признал Ислам одним из важнейших компонентов мировой геополитики. Действительно, многие проблемы нынешней цивилизации нельзя решить без участия исламских государств. Ошибкой же Хантингтона  мы считаем то, что он не смог провести разделительную черту между подавляющим большинством мусульман мира, законопослушных, следующих нравственным принципам Пророка Мухаммада и нормам Шариата, и небольшими группировками радикальных исламистов из числа тех 72 сект, которые Посланником Аллаха охарактеризованы как отступившие от «дороги прямой».

Зато ныне покойный православный священник Александр Мень был уверен, что те, кто совершает преступления – не мусульмане. По его мнению, Всевышний Един «для всех нас, и Он дал нам единые заповеди. И когда они попираются столь демонстративно, мы не сможем сказать, что виноват Пророк или иная священная Книга».

Роже Гароди, современный европейский философ, признаёт несомненные и непреходящие ценности Ислама. По его мнению, «если марксизм и капитализм эксплуатируют человека, то Ислам поднимает человека на высокое место и одинаково распространяется как на людей руководящих должностей, так и на подчинённых, ибо все мы равны перед Аллахом».

Отрадно, что многие деятели современной российской публицистики дают Исламу совершенно иную оценку, чем Невзоров.

Например, широко известный в учёных кругах востоковед Е. Сатановский уверен в наличии прогрессивных возможностей у мусульман. По его мнению, Ислам сумеет преодолеть ложные ориентиры в виде догматического восприятия парадигм средневековья и «… станет одной из величайших опор цивилизации, а не её главной проблемой».

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.