Ошибка Хантингтона в оценке геополитической роли Ислама

13 Январь 2018 694

Вторая половина прошлого века ознаменовалась возрождением Ислама как одного из мировых социокультурных явлений. Закономерно, что научные произведения, посвящённые анализу феномена мусульманства, стали достоянием широкой общественности.

А. Коровиков, А. Малашенко, А. Игнатенко и другие отечественные исследователи обратили внимание на генезис и развитие радикальных тенденций в странах Ислама. Мировую известность С. Хантингтону принесла работа «Столкновение цивилизаций».

На основе анализа геополитических тенденций и реальных процессов на мировой арене он сумел доказать, что будущее столкновение между народами приобретёт социокультурный характер. То есть источником конфронтации будут не стремления высокоразвитых империй к колониальным захватам, не экономические, не территориальные и даже не идеологические интересы народов.

По мнению Хантингтона, тенденция к противостоянию между народами начнётся из-за культурных аспектов. А основой культуры, как правильно заметил учёный, всегда была религия. В отличие от большинства российских и зарубежных исследователей он достиг понимания того, что человек – это сложнейшее социокультурное существо, единство души и тела.

А в классических трудах мыслителей до этого люди представлялись как телесные сущности, движимые лишь материальными интересами, поэтому господствовала методология экономических интересов, согласно которой все противоречия исходили из соотношения материальных ресурсов: территорий, колоний, подчиняемых народов, количества и качества производительных сил общества. Хантингтон же доказывал, что массы людей во многих случаях движимы религиозными и мировоззренческими аспектами жизнедеятельности.

Таким образом, по мнению учёного, будущее столкновение произойдёт между религиями, сформировавшими особенности культуры народов, которые, соответственно, привели к созданию отличительных черт цивилизации. Поэтому будущий конфликт носит цивилизационный характер.

Речь идёт о конфликте между двумя самыми существенными на конец двадцатого века цивилизациями: западно-христианской и исламской. События в Европе, где шли вооружённые столкновения между мусульманами и христианами в Югославии и в других регионах, доказывали правоту Хантингтона.

Цивилизации, основывающиеся на религиозных вероучениях, по мнению Хантингтона, не только реальны, но и имеют шанс продолжить существование в дальнейшей перспективе. Причём столкновение цивилизаций получает всё новые импульсы, потому что происходит их сближение на основе глобализационных процессов.

Интеграция этноконфессиональных сообществ в отдельных регионах мира становится всё более существенной, что делает цивилизационные столкновения более реальными – такова точка зрения мыслителя.

А. Солодков, автор статьи «История возникновения и становления ваххабизма» также отмечает, что исторический вызов, перед которым человечество оказалось в последней четверти прошлого века, стал трактоваться как столкновение цивилизаций. С подачи Хантингтона исследователи признавали существование двух «равных» противников, когда восточно-исламская цивилизация сталкивается с западно-христианской.

Вот здесь мы выражаем несогласие с концепцией Хантингтона. Он, как и многие исследователи прошлого и современности, не знает или не может понять диалектическую сущность Ислама.

Уже на заре мусульманства Пророк Аллаха выразил мысль о том, что единая исламская религия разделится на 73 течения, среди которых только одна будет следовать по пути служения Всевышнему на основе тех канонов и принципов, которые оставил Посланник Аллаха Мухаммад . Остальные, хотя и будут внешне безупречно выполнять требования ‘ибады, отойдут от основополагающих, конституциональных для мусульман основ нравственности.

Например, величайшей трагедией Ислама являются хариджиты, безукоризненно выполняющие основные требования, проводящие богослужения и признающие социальные догмы учения пророка Мухаммада . Однако гордыня от уверенности в своей «правоте», что представляет собой грубейшее нарушение основ нравственности Ислама, привела к убийствам одних из самых уважаемых праведных халифов – Усмана и Али (да будет доволен ими Аллах). Как можно говорить о единой исламской цивилизации, когда хариджиты, уверенные в своей принадлежности к Исламу, убили родственника самого Посланника Аллаха ?

Хантингтон и другие современные исследователи, рассуждая о столкновении цивилизаций, считают, что исламскую представляет салафизм (ваххабизм).

Таким образом, главная ошибка Хантингтона заключается в том, что все 73 фирка он считает «единой» исламской культурой и цивилизацией. Хотя Пророк Мухаммад конкретно сказал, что радости Рая будут доступны представителям Ахль-Сунна, истинной религии Аллаха, которую будут исповедовать подавляющее большинство мусульман.

В отличие от хариджитов, выступивших с принципом такфира, мы не имеем права считать представителей 72 сект кафирами, обречённых на вечные адские страдания. Однако признавать истинными мусульманами эмигрантов в Германии, Франции и других странах Европы, которые год назад в предновогоднюю ночь творили бесчинства по отношению к женщинам, мы не можем (Аллах им судья!).

Мусульманин пройдёт мимо полуобнаженной женщины, потупив взгляд, моля Аллаха, чтобы Он защитил его глаза от зина.

Нельзя ассоциировать с истинными правоверными мусульманами «героев» западных фильмов, контролирующих рынок сбыта наркотиков в мегаполисах Европы и США. Они молятся, перебирают четки и проявляют иные признаки верующего, но о том, что нормы шариата категорически запрещают все виды одурманивающих средств, авторы фильмов не вспоминают.

В итоге у зрителей формируется образ «мусульманина», не отличающего от представителя криминала западной цивилизации, свободного от всяких нравственных норм.

Как указывает Солодков, в действительности мировая цивилизация, в которую входит также важнейшая составляющая – исламская цивилизация, столкнулась с новым видом варварства.

Как было выше указано, ошибка Хантингтона заключается в том, что он не заметил наличие сект, которые отличаются от традиционного вероучения Ахль-Сунна, основанного на прямых указаниях Корана и Сунны пророка Мухаммада .

Таким образом, речь может идти только о столкновении гуманитарных сил мирового сообщества с радикальным исламизмом, во многом исходящего из положений идеологии Ибн Абд аль-Ваххаба.

Он и его сторонники совершили ту же трансформацию, что и хариджиты раннего Средневековья. Она заключается в возрождении первоначальной нравственности Ислама безнравственными средствами.

Пророк Мухаммад в борьбе против язычников по велению Всевышнего использовал силу. Однако хариджиты и ваххабиты перешли грань применения насилия, «забыв» веление Аллаха – «Не переступайте!», и провозгласили кафирами всех мусульман, не признавших личную власть Ибн Абд аль-Ваххаба, Бен Ладена и иных вождей радикального исламизма. Причём первый удар был нанесён мусульманам Египта и других стран Ислама, не согласных с идеологией человеконенавистничества Сейда Кутба и иных идеологов экстремизма.

Таким образом, идея Хантингтона о единой исламской цивилизации, противостоящей христианству, не получает аргументации. Как и подавляющее большинство современных христиан, Ахль-Сунна стремится в мирному сосуществованию с народами мира. Пример Индонезии, Египта, Сирии, России и других стран, в которых мусульмане вполне гармонично живут с представителями других этносов и верований, подтверждает этот тезис. Поэтому речь идёт не о столкновении цивилизации Христианства и Ислама, ибо эти монотеистические религии проповедуют веру в Единого Всевышнего.

Можно и нужно говорить о противостоянии между антигуманными разрушительными силами, скрывающими свои корыстно-политические цели под риторикой и атрибутикой мусульман, и представителями народов мира, в том числе Ахль-Сунна, стремящимися к спокойной, созидательной жизни во имя Аллаха.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Марат Якупов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.