Этот грех не удастся искупить даже раскаянием

23 Май 2019 23513

В Исламе огромное значение придаётся благоприятным взаимоотношениям между мусульманами. Все правила нашей религии и законы Шариата устроены так, чтобы мусульмане во всём помогали и поддерживали друг друга.

Ведь лучшим из нас считается тот, кто приносит больше всего пользы людям и обществу, в котором живёт.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

الْمُؤْمِنُ يَأْلَفُ وَيُؤْلَفُ، وَلَا خَيْرَ فِيمَنْ لَا يَأْلَفُ وَلَا يُؤْلَفُ، وَخَيْرُ النَّاسِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ

«Верующий (муъмин) ищет дружбы и согласия с другими и принимает дружбу сам. И нет блага в том, кто не может сдружиться с другими и с кем невозможно сдружиться, а лучшие из людей те, которые наиболее полезны для людей». (Даракъутни, «Аль-Афрад»; Табарани, «Аль-Авсат», 5787)

Принося пользу людям, мусульманин тем самым зарабатывает себе вознаграждение Всевышнего Аллаха в этой жизни. Также он получит за это награду после смерти, если его дела продолжат приносить пользу обществу.

Одним из наиболее важных и полезных дел, которым человек может принести пользу своему брату по вере и обществу, является свидетельствование, когда это необходимо. Поэтому в Исламе ему придаётся большое значение.

Одной из важнейших особенностей Ислама является установление справедливости среди людей, невзирая на их социальное положение, религиозные убеждения, национальность и др.

Справедливость подразумевает прежде всего защиту прав каждого члена общества. Всевышний Аллах категорически запретил своим рабам притеснение, несправедливость и присвоение чужого имущества.

Быть свидетелем, когда это необходимо, является религиозным долгом каждого мусульманина, ибо таким образом он способствует установлению справедливости. А отказ от свидетельствования или заведомо ложное свидетельство является большим грехом.

Лжесвидетельство считается большим грехом, потому что свершение правосудия и выяснение истины в большинстве случаев зависят именно от того, как поступит свидетель. Бремя греха от всех последствий ложного свидетельства ляжет на этого человека.

Всевышний Аллах, описывая благородные качества Своих праведных рабов, поведал нам, что они никогда не лжесвидетельствуют и не попирают тем самым права людей.

В Священном Коране Аллах говорит:

وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا

(смысл): «И праведные рабы Милостивого Аллаха – это те, которые не лжесвидетельствуют, а когда проходят мимо праздного (мимо мест с запретными развлечениями, азартными играми, недозволенными песнопениями), то проходят с достоинством, отворачиваясь от всего этого». (сура Аль-Фуркан: 72)

Всевышний Аллах остерёг своих рабов от лжесвидетельства наряду с таким грехом, как многобожие, поставив ложное свидетельствование наравне с ним:

فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ

(смысл): «Сторонитесь же скверны идолов, также сторонитесь ложного свидетельствования». (сура Аль-Хадж: 30) 

От Аймана ибн Хурайма (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха в своей проповеди сказал:

٢٢٩٩ - حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ مَنِيعٍ قَالَ: حَدَّثَنَا مَرْوَانُ بْنُ مُعَاوِيَةَ، عَنْ سُفْيَانَ بْنِ زِيَادٍ الأَسَدِيِّ، عَنْ فَاتِكِ بْنِ فَضَالَةَ، عَنْ أَيْمَنَ بْنِ خُرَيْمٍ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَامَ خَطِيبًا فَقَالَ: «

يَا أَيُّهَا النَّاسُ عَدَلَتْ شَهَادَةُ الزُّورِ إِشْرَاكًا بِاللَّهِ ثُمَّ قَرَأَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ

«"О люди, лжесвидетельство приравнивается к причислению к Аллаху сотоварища (ширку)". Затем он прочитал этот аят (30 аят суры Аль-Хадж)». (Тирмизи, 2299)

Учитывая, что такие действия являются причиной распространения несправедливости и попрания многих прав, Посланник Аллаха также предостерегал своих последователей от лжесвидетельства и очень критично высказался о тех, кто поступает так.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха спросил у людей:

أَلاَ أُنَبِّئُكُمْ بِأَكْبَرِ الكَبَائِرِ؟ قَالَ: قَوْلُ الزُّورِ: شَهَادَةُ الزُّورِ

«Сказать ли вам, что является самым тяжким грехом среди всех больших грехов?»

И сказал: «Ложное свидетельствование». (Бухари, 5977; Муслим, 88)

Также от Абу Бакра Нуфай’а бин Аль-Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

ألا أُنَبِّئُكُمْ بأكْبَرِ الكَبَائِرِ ؟ ثلاثاً قُلْنَا : بَلَى ، يَا رَسُول الله ، قَالَ : الإشْرَاكُ بالله ، وَعُقُوقُ الوَالِدَيْنِ ، وكان مُتَّكِئاً فَجَلَسَ ، فَقَالَ : ألاَ وَقَوْلُ الزُّورِ وَشَهَادَةُ الزُّورِ فَمَا زَالَ يُكَرِّرُهَا حَتَّى قُلْنَا : لَيْتَهُ سَكَتَ

«Однажды Посланник Аллаха спросил людей: "Не сообщить ли вам о том, что относится к числу тягчайших грехов?", – повторив свой вопрос трижды. Мы сказали: "Конечно, о Посланник Аллаха ". Тогда он сказал: "Это многобожие (ширк) и проявление непочтительности по отношению к родителям". Говоря это, Пророк полулежал, опираясь на локоть, а потом он сел и сказал: "И, поистине, это ложь и лжесвидетельство!", – и он продолжал повторять эти слова, пока мы не стали говорить: "О, если бы он умолк"». (Бухари, 2654; Муслим, 87; Тирмизи, 1901)

Указывая на этот тягчайший грех, Пророк заволновался, прилагая все усилия для того, чтобы люди запомнили его слова и воздерживались от подобных поступков, которые могут ввергнуть их в огонь Ада.

Обычно он так волновался, когда говорил об особо важных вещах, но на сей раз волнение было столь сильным, что людям стало жалко его, и поэтому они пожелали, чтобы он умолк и перестал повторять эти слова.

Как мы видим, лжесвидетельство – это один из самых скверных видов лжи, и его последствия ужасны. Поэтому учёные богословы сошлись на том, что это является одним из тяжких грехов, вне зависимости от размера имущества, относительно которого было дано свидетельство.

Тому, кто знает истину, не разрешается принимать решение, основанное на ложном свидетельстве, ибо учёные говорят, что фетва муфтия, указ правителя (хакима) и решение судьи (кадия) не превращают харамное в дозволенное и не делают халяльное запретным.

Судья же выносит решение в соответствии с фактами, которые предоставили ему участники процесса и свидетели. Поэтому тот, кто присвоил чужое имущество, не становится его владельцем на основании ложного свидетельства, наоборот, оно станет для него частицей адского огня и причиной обрушения на него гнева Всевышнего.

Ложное свидетельствованиеэто такой тяжкий грех, что его невозможно искупить ни каффаратом и раскаянием. Только покаявшись, невозможно освободиться от ответственности за этот поступок, потому что это попрание человеческих прав.

Чтобы снять себя ответственность, человек, совершивший лжесвидетельство, первым делом должен восстановить все права, которые были попраны вследствие его свидетельства, возместить потерпевшему вред (ущерб), попросить у него прощения и добиться его расположения.

Только после всего этого он может обратиться к Всевышнему Аллаху с покаянием. Если, попросив у Всевышнего Аллаха прощения грехов, выполнив все вышеперечисленные условия, он искренне покается, пообещав никогда впредь не совершать подобных поступков, он может надеяться на искупление своего греха.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.