Как мусульмане вырабатывают гормоны счастья

21 Январь 2020 10545

Чтобы вновь и вновь испытывать чувство блаженства, человеческое эго толкает нас на бездумные действия. Но, то чего желает нафс – либо греховно и аморально, либо противозаконно. Если мы при каждом возникшем желании не будем руководствоваться шариатом, то окажемся в убытке в этом мире и в следующем. Тому же, кого не беспокоит духовная погибель, а волнует лишь мирская жизнь, стоит руководствоваться УК РФ (для жителей этой страны, соответственно).

В книге шейха Ахмада Афанди Абдуллаева подробно раскрывается сущность человеческого эго. Приведём несколько строчек:

«По сути нафсу человека свойственно скверное поведение... Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Самый большой твой враг – это нафс, который находится внутри тебя". Поэтому тот, кто предоставляет своему нафсу волю в наслаждениях и страстях, является соучастником нафса в своей погибели». («Благонравие праведников», стр. 8)

Человеку свойственно желать блага и создавать вокруг себя комфортные условия для жизни. Но дело в том, что, привыкая к одному уровню комфорта, он стремится к новому, и это продолжалось бы бесконечно, если бы он жил вечно; Пророк Мухаммад сказал:

ولا يملأ جوف ابن آدم إلا التراب

«Нутро сына Адама не наполнит (человека не насытит) ничто, кроме земли». (Муслим, 1048)

Быстро привыкая ко всему хорошему, нафс всегда хочет испытывать ощущение счастья. Если оно достигается через дозволенные пути, почему бы и нет? Но если ради «счастья» человек переступает границы дозволенного – сначала одну, потом другую, и так до тех пор, пока все границы не будут нарушены, станет ли он в итоге счастливым, выбирая такой путь?

Что такое счастье и чем его измеряют? Почему то, что осчастливит одного, другой примет как должное? И почему то, что приносило счастье раньше, со временем не вызывает первоначальной радости?

Какое оно – счастье?

Если есть у тебя для жилья закуток

В наше подлое время и хлеба кусок,

Если ты никому не слуга, не хозяин –

Счастлив ты и воистину духом высок.

Омар Хайям

«С научной точки зрения чувство, которое мы описываем как счастье, обеспечивается наличием в мозге множества особых нейрохимических веществ, главные из которых дофамин, эндорфины, окситоцин и серотонин. Эти гормоны счастья активно синтезируются в те моменты, когда мозг идентифицирует позитивные явления...»

Более подробно об этих гормонах при желании вы можете прочесть в интернете, информация находится в открытом доступе. А в данной статье прошу обратить внимание на гормон дофамин.

«Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью "системы вознаграждения" мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения)... Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта, к примеру, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений...» (Википедия)

Все эти «приятные ощущения» вызывают зависимость, именно поэтому со временем человек менее остро реагирует на то, что раньше возбуждало его рецепторы «счастья». В определённом кругу знатоков медицины, её любителей и просто среди осознанных людей стало популярным «дофаминовое голодание». В основе этого голодания стоит отказ (на время) от сладкого, энергетических напитков, перекусов, а также от видеоигр, гаджетов и даже книг. Делается это для того, чтобы возобновить чувствительность к естественным положительным явлениям, к которым привык наш организм.

Например, когда человек голоден, то любая еда приносит ему радость, и чтобы испытать такое же удовольствие во второй раз, необходимо вновь здорово проголодаться. А если человек не испытывает голода в течение дня, тогда и самые изысканные блюда не приносят ему того удовольствия, что принесли бы, если бы он ел, предположим, один раз в день.

Человек, вместо того чтобы ограничить потребление еды, получив однажды удовольствие от вкуса, желает потреблять её чаще, чтобы вновь испытать удовольствие. Но чем чаще он принимает пищу, тем менее вкусной она ему кажется. Вместо того чтобы усмирить свой нафс, когда еда будет казаться недостаточно вкусной, человек начнёт внедрять в свой рацион всё более изящные блюда и десерты. На некоторое время это принесёт ему блаженство и новые ощущения, но со временем произойдёт привыкание и к этому. Следующим этапом будет переедание со всеми вытекающими последствиями. И тут мы можем увидеть результат послушания нафсу.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не рассказывал сподвижникам о дофамине и других гормонах «радости», но обучил нас всему, что необходимо для счастливой жизни в обоих мирах. Все обязанности (фарзы) и желательные действия (сунна) в Исламе несут огромную пользу для физического и душевного здоровья человека. Так, из вышеприведённой аналогии мы можем представить, какую пользу несёт в себе пост – один из столпов Ислама.

Всевышний вменил в обязанность верующим один месяц в году соблюдать пост. О третьем столпе Ислама есть множество хадисов, указывающих на высокое вознаграждение, уготованное Всевышним постящемуся. От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من صام يوماً في سبيل الله، باعد الله بذلك اليوم وجهه عن النار سبعين خريفا

«Если кто-либо будет поститься один день на пути Аллаха, Аллах отдалит его лицо от Огня на расстояние семидесяти лет». (Бухари, Муслим)

Соблюдение поста и «дофаминовое голодание» очень схожи по своему воздействию, в принципе, одно включает в себя другое.

В известном хадисе Аль-Кудси Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передаёт слова Всевышнего:

كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ: إِلَّا الصَّوْمَ، فَإِنَّهُ لِي، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ

«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (сына Адама) увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисоткратного размера. Всевышний Аллах сказал: "…кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он соблюдается для Меня, и Я воздам за него (человек держит пост только ради Меня)"». (Ибн Маджа)

В то время как любое поклонение мы совершаем ради Аллаха, из всех видов поклонения Он особо выделил пост. Отвечая на вопрос, в чём смысл особого выделения поста, имам аль-Газали пишет, что для этого есть две причины:

а) пост является тайным поклонением. Только от самого постящегося люди могут узнать о его ибадате (поклонении). Другие виды поклонения люди могут увидеть, может случиться так, что их совершают напоказ. Поэтому именно пост является ибадатом, совершаемым лишь для Аллаха;

б) чтобы сбить человека с истинного пути, иблис применяет различные виды оружия. И самым сильным оружием являются желания плоти и следование прихотям тела. Пост же помогает сломить это оружие иблиса.

Всевышний выделил пост среди других видов богослужения, и в этом, несомненно, заключается мудрость. Каждый из нас испытывает облегчение, оздоровление и душевное очищение, соблюдая пост, мы также замечаем, как повышается чувствительность организма (осязание, обоняние и т. д.). А во время разговения знакомая нам еда приобретает новые вкусовые качества. Мы пробуждаемся, начинаем видеть и ценить то, чем обладаем. Это результат голодания. Сам по себе голод неприятен, но приносит немалую пользу.

О пользе поста и других столпов религии есть множество информации в открытом доступе. Но в данной статье мне бы хотелось остановить своё внимание на связи между желаниями человека и его духовным состоянием.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что следование желаниям не всегда приносит нам счастье, и то, что неприятно и тяжело для нас, не всегда приносит нам вред. Всё может быть с точностью до наоборот. Намаз, хадж, выплата закята могут на первый взгляд показаться трудными и тяжёлыми для соблюдения, а в действительности приносят такие плоды, как чистоплотность, пунктуальность, физическое здоровье, высокую нравственность, выносливость и множество других прекрасных качеств. Невозможно приобрести хоть одно из этих качеств, предоставляя своему нафсу волю в его наслаждениях и страстях.

Также хочу упомянуть здесь слова одного из великих ученых современности: «Этот мир не Рай...» и «мы созданы, чтобы болеть и умирать...». Оказавшись в тяжёлой ситуации, тот, кто будет помнить об этих словах, получит немало пользы.

Каждая трудность и лишение блага, провоцируя дофаминовое голодание, повышает у верующих людей чувство благодарности Всевышнему за имеющиеся блага. Ведь зачастую мы начинаем ценить блага, когда теряем что-то ценное.

Когда человек улучшает свои отношения с Господом, Аллах улучшает его положение. Может, Всевышний испытывает Своих любимых рабов, чтобы услышать шёпот искренних молитв?

Возможна ли молитва к Господу миров,

Когда в увеселение проводишь день и ночь?

Когда нет боли в сердце, и раны не болят,

О чём просить Аллаха способен такой раб?

 

Когда мирским богатством наполнена душа,

И заняты все мысли, как решать дела.

Забыв о часе смерти, о доме под землёй,

Где же найти нам время поговорить с Тобой?

 

Когда мы позабыли, о Аллах, прости,

О Том, кто создал время, о милости Твоей,

Даруешь нам прощенье и учишь нас, рабов,

Не забывать молитвы к Господу миров.

Марьям Алибегова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.