В каких случаях нежелательно приветствовать человека?

20 Май 2017 981

Приветствие брата по вере является одним из самых почитаемых желательных деяний.

А отвечать на приветствие брата по вере является обязанностью каждого мусульманина. Как известно, мусульманин получает за обязательные деяния больше вознаграждение, чем за желательные, но за приветствие, несмотря на то, что оно является желательным деянием, запишется больше награды, чем за ответ на приветствие, хотя второе является обязательным.

Однако имеются обстоятельства, при которых приветствие считается, наоборот, нежелательным. Учёные насчитали более двадцати таких обстоятельств. В книге «И’анат ат-алибин» приводится следующее определение:

«Общее правило – нежелательно приветствовать человека, который занят таким делом, при котором к такому человеку обычно близко не подходят».

«Что же касается таких случаев, когда приветствовать людей нежелательно, или не столь обязательно, или допустимо, то они составляют исключение и нуждаются в разъяснении. Так, например, нежелательно приветствовать человека, который удовлетворяет малую нужду или совершает половое сношение, если же кто-либо сделает это, ему не обязательно отвечать. Нежелательно приветствовать спящего или дремлющего, того, кто совершает намаз или возглашает азан или икаму, того, кто находится в бане.

Нежелательно приветствовать человека, занятого едой, когда кусок находится у него во рту, и если кто-либо сделает это, ему не обязательно отвечать отвечать. Если же во время еды с приветствием обратятся к тому, у кого во рту ничего нет, в этом не будет ничего нежелательного, и на такое приветствие обязательно следует дать ответ.

Что же касается таких случаев, когда с приветствием обращаются во время пятничной хутбы, то наши учёные говорили: «Приветствовать первым во время хутбы нежелательно, поскольку нам велено слушать имама, который обращается к людям с хутбой». Но обязательно ли отвечать на приветствие того, кто поступит вопреки этому велению и поприветствует кого-либо?

Наши учёные расходились во мнениях по этому вопросу – одни считали, что отвечать такому человеку не следует в силу того, что он допустил упущение, другие же говорили: «Если исходить из того, что молча слушать хутбу обязательно, то отвечать ему не следует, если же считать, что делать это желательно в соответствии с сунной, тогда ответить ему должен один из присутствующих.

Что же касается паломника, находящегося в состоянии ихрама и произносящего тальбийу, то его нежелательно приветствовать по той причине, что прерывать произнесение лаббайк нежелательно, тогда как он должен будет ответить на приветствие. На это прямо указывают Имам Аш-Шафи‘и и некоторые наши учёные (да помилует их Аллах).

Как мы уже выше указали в тех случаях, когда обращаться с приветствием к людям нежелательно, то в подобных случаях давать ответ на приветствие не обязательно».

Аль-Азкар», Имам Ан-Навави)

В своей книге «Фатх Аль-Муʻин» Аль-Малибари подробно описал это:

«…и не отвечают на приветствия в таких случаях, кроме человека, который слушает хутбу, а он обязан отвечать на приветствие.

Более того, человеку, справляющему нужду, совершающему половой акт или подмывание, нежелательно отвечать на приветствие. Принимающему еду человеку также желательно ответить на приветствие, даже если еда находится у него во рту, но только после того, как он проглотит то, что у него во рту, и до того, как он положит в рот другой кусок.

Также человеку, находящемуся в хаммаме или читающему лаббайк, желательно отвечать на приветствие вслух, а совершающему намаз, читающему азан или икамат желательно отвечать на приветствие знаком. Если человек не сделал так, то желательно отвечать после окончания намаза, азана и икамата, если не прошло много времени. Но во всех вышеперечисленных случаях отвечать на приветствие необязательно».

Как известно, распространять среди людей привычку приветствовать друг друга очень важно с точки зрения укрепления любви, уважения, дружбы и мира между людьми.

Приветствовать друг друга мусульманским приветствием означает доносить искренние чувства любви, уважения и дружбы до своих близких, друзей, знакомых и незнакомых, одним словом, до всех мусульман. Но, во всяком случае, в вышеперечисленных обстоятельствах предпочтительнее будет воздержаться от приветствия.

Смотрите также:

Распространяйте приветствия между собой!

«Ас-саламу Алейкум» – особое приветствие

Можно ли давать салям лицам противоположного пола?

Ас-саляму аляйкум – приветствие мусульман

5 обязанностей мусульман по отношению друг к другу

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.