Согласно мнению учёных Ахлю Сунны, ложь представляет собой сообщение о чём-либо, которое не соответствует действительности, независимо от того, намеренно это делается или по незнанию. Но человек впадает в грех только за намеренную ложь. Ложь является основой всех зол, и поэтому в нашей религии она категорически запрещена.
На запретность лжи и на то, что ложь является одним из самых отвратительных грехов, указывают многие аяты священного Корана и достоверные хадисы Пророка ﷺ.
От Сафвана бин Салима передаётся, что Посланника Аллаха ﷺ спросили:
قيل لرسول الله صلى الله عليه وسلم أيكون المؤمن جبانا؟ فقال نعم، فقيل له أيكون المؤمن بخيلا؟ فقال نعم، فقيل له أيكون المؤمن كذابا؟ فقال لا
«Может ли мусульманин быть трусливым?» Он ответил, что может. Далее спросили: «Может ли мусульманин быть скупым?» – «Да, может», – отвечал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). И наконец, его спросили: «Может ли мусульманин быть лжецом?» – Пророк ﷺ ответил: «Нет, никогда». (Байхаки)
С тем, что ложь является запретной, согласились все учёные Ислама. Ложь также считается одним из признаков лицемера.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ: إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا ائتُمن خَانَ
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, Муслим)
Ложь не дозволяется мусульманину ни при каких обстоятельствах, даже если дело касается мелочей, на которые люди обычно не обращают внимания. Нельзя приукрашивать рассказ, добавляя к нему всякие небылицы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел никогда не говорить то, что не соответствует действительности, даже когда человек рассказывает о том, что он видел во сне.
От Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
أَفْرَى الفِرَى أَنْ يُرِيَ الرَّجُلُ عَيْنَيْهِ مَا لَمْ تَرَيَا
«Поистине, к (наихудшим видам) лжи (относятся рассказы человека) о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел». (Бухари)
Мусульманин не может быть лжецом, ему не присуще такое скверное качество, однако в некоторых случаях ложь для мусульманина считается допустимой.
От Умм Кульсум бинт ‘Укба бинт Абу Му‘айт (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ الكَذَّابُ الَّذي يُصْلِحُ بَيْنَ النَّاسِ فَيَنْمي خَيْراً أوْ يَقُولُ خَيْراً
«Не является отъявленным лжецом тот, кто (лжёт, стараясь) примирить людей друг с другом и сообщая им нечто благое». (Бухари, Муслим)
В риваяте (версии) Муслима, добавляется также, что Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах) сказала:
قالت أُمّ كلثوم: ولم أسمعه يُرخِّصُ في شئ مما يقول الناس إلا في ثلاث: يعني: الحرب، والإِصلاح بين الناس، وحديث الرجل امرأته والمرأة زوجها
«И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди, за исключением трёх случаев, имея в виду войну, (попытки) привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу».
Пророк ﷺ в этом хадисе нам ясно указывает на то, что прибегать ко лжи разрешается только в тех случаях, когда это приносит явную пользу. Указывая на критерии дозволенности лжи, Имам Абу Хамид аль-Газали сказал:
«Слова служат средством достижения целей, а всякой похвальной цели можно достичь как с помощью правды, так и с помощью лжи, прибегать к которой категорически запрещается, если в этом нет крайней необходимости. В тех случаях, когда нет возможности добиться благой цели кроме как с помощью лжи, прибегать к ней дозволено (мубах), если желаемое относится к числу дозволенных вещей, и обязательно (ваджиб), если желаемое является обязательным.
Например, если мусульманин скрывается от разыскивающего его притеснителя, прибегнуть ко лжи, чтобы помочь ему скрыться, обязательно. Так же следует поступить и человеку, которому что-либо отдано на хранение, или тому, кто знает, что другой человек хранит у себя чужое имущество или деньги.
Если притеснитель с целью отобрать доверенное человеку чужое имущество станет его разыскивать, человек обязан солгать, чтобы утаить от него это имущество. Если же он расскажет притеснителю о доверенном имуществе, и тот силой отберёт его, хранитель обязан возместить убытки тому человеку, который доверил ему то имущество.
Ложь не является запретной и в тех случаях, когда дело касается войны, примирения людей друг с другом или попыток склонить к прощению сердце человека, против которого было совершено преступление, если желаемого можно добиться только с помощью лжи».
Резюмируя всё вышесказанное, можно указать пять случаев, в которых ложь для мусульманина считается либо дозволенной, либо обязательной:
1) военная хитрость;
2) то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу;
3) предотвращение конфликта между двумя мусульманами или примирение двух мусульман;
4) цель – скрыть от злодеев местонахождение мусульманина;
5) защита имущества мусульманина от преступных посягательств.
Во всяком случае мусульманину предпочтительнее всегда и во всём полностью отказываться ото лжи, даже если прибегать к ней разрешается. Исключение же составляют только такие случаи, когда ложь является обязательной и нет другой возможности добиться желаемого.
Нурмухаммад Изудинов
Смотрите также:
Выясните, правду вам сказали или ложь