Что делать, если при совершении намаза прозвучит азан на следующий намаз?

2 Октябрь 2017

Совершение намаза в начале отрезка времени, отведённого на его совершение, является одним из лучших деяний мусульманина. Однако не всегда и не каждому удаётся придерживаться этой благородной сунны, хотя это является деянием, которое Всевышний Аллах любит больше всего.

От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

سألت النبي -صلى الله عليه وسلم أي العمل أحب إلى الله تعالى؟ قال: الصلاة على وقتها

 «Я спросил у Посланника Аллаха : "Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?"Он ответил: "Намаз, совершаемый в установленное для него время"». (Муслим)

Даже занимаясь всякими ненужными делами, мы откладываем совершение намаза вплоть до того, что до азана к следующему намазу не остаётся времени, достаточного для полноценного совершения намаза. Мы здесь не говорим о тех, кто откладывает намаз и не совершает его в своё время или вообще не совершает.

В любом случае намаз, совершённый в течение отрезка времени, отведённого на его совершение, считается действительным. Но стоит отметить, что за такой намаз человек получает значительно меньше вознаграждения, чем за намаз, совершённый сразу.

Как было отмечено выше, сунной является совершение всех намазов в начале отрезка времени, отведённого для его совершения, и наградой за него будет довольство Всевышнего Аллаха, как говорится в хадисе Пророка , который передаётся от АбдуллахаибнУмара (да будет доволен ими обоими Аллах):

الأول من الصلاة رضوان الله، وفي آخره عفو الله الوقت

 «Награда за намаз, сделанный в начале отведённого для его совершения отрезка времени – довольство Всевышнего Аллаха, а награда за намаз, совершённый в конце этого отрезка времени – прощение от Всевышнего Аллаха». (Тирмизи)

Однако есть мнение, что намаз лучше откладывать до конца, то есть на последние минуты перед наступлением отрезка, отведённого для совершения следующего намаза. Однако основополагающее и неоспоримое мнение в шафиитском мазхабе гласит, что однозначно лучше совершить намаз сразу.

Абу Аль-Валид Аль-Маккий передаёт от Имама Аш-Шафии:

«Начало отрезка времени, отведённого для намаза, является лучшим для совершения намаза. Одним из доводов, свидетельствующих о том, что начало отрезка отведённого для намаза времени лучше, чем его конец, является выбор Пророка , Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими обоими Аллах). Они же выбирали только лучшее и не отказывались ни от ничего, что имело преимущество. А они намаз делали в начале отрезка времени, отведённого для совершения намаза». («СунанАт-Тирмизи»)

ИмамАш-Шафии в этом мнении полагался на множество хадисов, в том числе нате, которые мы привели выше, и на 148-й аят суры Аль-Бакара, в котором говорится:

فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ

 (смысл): «Стремитесь же опередить друг друга в благих делах». (сура Аль-Бакара, 148)

Тем не менее, время совершения того или иного фарз-намаза заканчивается только с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Поэтому разрешается откладывать намаз, даже без уважительной причины, до тех пор, пока до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое можно его завершить.

Что же касается ситуации, когда до окончания отрезка времени для намаза не остаётся времени, за которое можно завершить его, то надо посмотреть. Если до наступления времени следующего намаза человек успел совершить хотя бы один ракаат своего намаза, то ему необходимо завершить оставшиеся ракааты.

Иесли человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.

Имам Ан-Навави об этом пишет следующее:

«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведённого на его совершение, если остаётся достаточно времени для завершения всего намаза до окончания отрезка. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя». («Аль-МаджмуʻШарх Аль-Мухаззаб»)

Итак, у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, немедля ни секунды, приступил к совершению этого намаза. Но после одного ракаата наступило время следующего намаза, иначе говоря, прозвучал азан кследующему намазу. Как отметили выше, в этом случае он должен продолжить свой намаз и довести его до конца, ибо тот, кто успел на первый ракаат намаза, успел и на весь намаз.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ

 «Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя». (Бухари 579, Муслим 608)

Однако эти слова Пророка вовсе не означают, что именно так и нужно совершать намаз. Всё вышеописанное относится лишь к тем случаям, когда человек по какой-то причине не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого для него.

Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к тому, чтобы совершать намаз сразу, не откладывая его на последние минуты перед наступлением следующего намаза.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Условия намаза и его составные части

Восполнение пропущенных намазов

Куда нужно смотреть, совершая намаз?

Соблюдение времени намазов

Коллективный намаз

Намаз – защита от всех бед