Сколько намазов можно совершить с одним омовением?

26 Октябрь 2017

Как известно, для совершения любого намаза независимо от того, является он обязательным или желательным, необходимо наличие большого и малого омовения. Наряду с намазом желательно иметь омовение для совершения любого поклонения.

Более того, одобряется, если человек все время находится в состоянии омовения: это время засчитывается для него как богослужение. Следовательно, как только нарушается омовение, желательно сразу совершить его ещё раз.

Если у человека не нарушилось полноценно совершённое омовение, он может совершать сколько угодно намазов. Эти намазы могут быть обязательными или желательными, своевременными или возмещаемыми, состоящими из одного или нескольких ракаатов, одной садждой или джаназа-намазом.

Однако желательно обновлять омовение перед каждым намазом, даже если оно не нарушено и предпосылок для нарушения не было.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لولا أن أشق على أمتي لامرتهم عند كل صلاة بوضوء ، ومع كل وضوء بسواك

«Если бы я не боялся обременить свою умму, то велел бы совершать омовение для каждого намаза и при каждом омовении использовать сивак (зубочистку)» (Имам Ахмад).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только рекомендовал совершать омовение для каждого намаза, но и сам всегда придерживался этого. Об этом свидетельствует хадис, который передаётся от Суфьяна (ас-Саури):

كَانَ النَّبِىُّ صلى الله عليه وسلم يَتَوَضَّأُ عِنْدَ كُلِّ صَلاَةٍ . قُلْتُ: كَيْفَ كُنْتُمْ تَصْنَعُونَ ؟ قَالَ: يُجْزِئُ أَحَدَنَا الْوُضُوءُ مَا لَمْ يُحْدِثْ

«Рассказал мне ‘Амр ибн ‘Амир со слов Анаса (да будет доволен им Аллах): “Обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение для каждого намаза”». Я (‘Амр ибн ‘Амир) спросил: “А как поступали вы?” Анас (да будет доволен им Аллах) ответил: “Мы же довольствовались одним омовением, пока не нарушим его”». (Бухари, Абу Давуд, Тирмизи)

Также от Бурайды (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كان النبي صلى الله عليه وسلم يتوضأ عند كل صلاة ، فلما كان يوم الفتح توضأ ومسح على خفيه وصلى الصلوات بوضوء واحد ، فقال له عمر . يا رسول الله إنك فعلت شيئا لم تكن تفعله ! فقال : عمدا فعلته يا عمر

«Обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение перед каждым намазом. Однако в день завоевания Мекки он совершил омовение, протёр кожаные носки и совершил все намазы с одним омовением. ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал ему: “O посланник Аллаха, ты сделал нечто, чего не делал раньше” Он ответил: “Я сделал это намеренно, о ‘Умар”». (Имам Ахмад, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи)

Слова Умара (да будет доволен им Аллах) «O посланник Аллаха, ты сделал нечто, чего не делал раньше» указывают на то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этот день отказался от более предпочтительного действия, и показывают нам, что он всегда совершал омовение перед каждым намазом.

На этот раз Пророк (мир ему и благословение Аллах) намеренно совершил все намазы с одним омовением, чтобы показать людям, что можно совершить несколько намазов с одним омовением, а совершать омовение для каждого намаза – это сунна.

Также желательно обновить омовение, даже если человек не намерен совершить намаз. Однако в шафиитском мазхабе для этого ставится одно условие. Человек должен совершить какой-либо намаз после предыдущего омовения, в противном случае, если человек и так находится в состоянии омовения, то нет желательности обновить его.

Итак, человек имеет полное право совершать сколько угодно намазов, если у него не нарушено омовение, но нежелательно вступать в намаз, сдерживая желание справить малую или большую нужду, даже если у него полноценное омовение.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا صَلَاةَ بِحَضْرَةِ الطَّعَامِ، وَلَا هُوَ يُدَافِعُهُ الْأَخْبَثَانِ

«Не будет совершён полноценный намаз человеком, когда подана еда и когда отвращают его от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды». (Муслим)

В таком случае следует справить нужду, совершить омовение и только потом вступить в намаз. Исключением является случай, когда время, отведённое на совершение этого намаза, истекает. Если не остаётся времени, достаточного для обновления омовения и совершения намаза, следует, не откладывая, совершить намаз.

Стоит отметить также, что один таяммум (условное состояние очищения, то есть протирание лица и рук до локтей чистой сухой землей) можно использовать для совершения только одного фарз-намаза. При совершении намазов в пути следует совершать таяммум отдельно для каждого намаза. Нельзя после одного таяммума совершить оба намаза.

Однако после одного таяммума можно совершить сколько угодно действий, для которых необходимо омовение, кроме фарзов. Следовательно, для ратибатов, совершаемых вместе с фарз-намазом и других суннат-намазов, достаточно таяммума, совершённого для фарз-намаза или отдельно для этих суннат-намазов.

Исходя из всего вышесказанного, можно подытожить, что с одним омовением можно совершить сколько угодно намазов, но омовение перед каждым намазом является сунной. А вот таяммум нужно совершить для каждого фарз-намаза, но после одного таяммума можно совершить сколько угодно суннат-намазов.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!​

Муслим Абдулаев

 

Смотрите также:

Намаз – защита от всех бед

Всё о намазе

Соблюдение времени намазов

Коллективный намаз

Порядок выполнения намазов

Намаз путника

Намаз, который ценнее всего этого мира (ВИДЕО)