1. Вопрос
Ни Пророк ﷺ, ни сподвижники, ни табиины (да будет доволен ими всеми Аллах) не совершали мавлид. Если в этом было бы благо, то разве они не опередили бы нас в этом деле?
Ответ:
Аналогичная ситуация случилась, когда на просьбу Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) собрать Коран в одну книгу Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Как я сделаю то, что Пророк ﷺ не сделал?» Однако Умар продолжал утверждать, что в этом есть благо. (Бухари)
Исходя из этого примера, учёные решили, что можно совершать то, в чём есть польза, даже если ранее Пророк ﷺ не совершал этого. Если сподвижники делали то, чего не делал Пророк ﷺ, то мы тем более можем совершать то, что не совершили сподвижники и табиины.
Иногда нет смысла отвечать на подобный тупиковый вопрос, так как в других спорных ситуациях, когда слова сподвижников приводятся в качестве довода, авторы подобных вопросов отвечают, что шариат строится не на их словах, а на аятах Корана и хадисах Пророкаﷺ.
Уверяю вас, им на этот вопрос ответ не нужен, это просто провокация…
2. Вопрос
То, что мавлид отмечают именно в день рождения Пророка ﷺ, является умалением его достоинства, потому что люди ограничиваются одним днём и более не вспоминают его круглый год.
Ответ
Мы не обособляем лишь один день поминанием Пророка ﷺ, напротив, мы просто увеличиваем его поминание в этот день по сравнению с другими. Разве ты не видишь, что сам Пророк ﷺ обособил тот день, в который он родился, соблюдая пост в знак благодарности именно в понедельник? (Муслим)
Тогда, следуя логике авторов этого вопроса, мы должны сказать, что Пророк ﷺ пренебрёг шукром (благодарностью) Всевышнему в другие дни помимо понедельника? Или же правильней будет сказать, что Пророк ﷺ совершал шукру в день своего рождения больше, чем в другие дни, так как он всегда делал шукру?
Точно так же можно сказать и о посте в день Ашура, который соблюдают в благодарность Всевышнему за спасение пророка Мусы (мир ему). Сможем ли мы и тут сказать, что это было проявлением пренебрежения к благодарности, так как пост ограничивается только днём Ашура? Или же правильней будет сказать, что в этот день мы проявляем больше благодарности, чем в другие?
3. Вопрос
Как вы можете отмечать мавлид 12 числа месяца Раби Аль-Авваль, если в этот же день Пророк ﷺ покинул этот мир?
Ответ
Совпадение даты рождения с датой смерти не умаляет достоинство дня рождения Пророка Мухаммада ﷺ. Он пришёл со знаниями, которые спасли человечество от мрака невежества, и это для нас огромная радость.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из дней недели – пятница, в этот день создали Адама (мир ему), и в этот же день он покинул этот мир». (Ан-Насаи) Пятничный день является лучшим из всех дней, и он остался таковым, хотя в этот день умер Адам (мир ему).
4. Вопрос
Если бы мавлид был благом, то его совершал бы сам Пророк ﷺ и его сподвижники (да будет доволен им Аллах). Получается, вы любите Пророка ﷺ больше, чем сподвижники, которые не устраивали мавлид?
Ответ
а) Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я не видела, чтобы Пророк ﷺ совершал Зуха-намаз, а я его совершала (регулярно)». (Муслим)
Почему ей не предъявляют обвинение за выполнение того, что Пророк ﷺ не практиковал постоянно, по её словам? И почему ей не говорят: «Если бы в этом было благо, то Пророк ﷺ регулярно совершал бы этот намаз»?
б) Имам Аш-Шафии, увидев перед домом имама Малика лошадей из Хорасана и мулов из Египта, сказал: «Как же они прекрасны!» Тогда имам Малик сказал: «Это мой подарок тебе».
Имам Шафии сказал: «Оставь себе из них верховое животное для езды». Имам Малик на это ответил: «Я стесняюсь перед Аллахом ступать копытами животного по земле, по которой ходил Пророк ﷺ».
Почему имам Аш-Шафии не возразил имаму Малику словами: «Неужели ты любишь Пророка больше, чем его сподвижники, которые ходили в обуви и ездили верхом по городу Пророка ﷺ?» Разве они упустили знание об этом, а ты вспомнил?
в) Ибн Кайим сказал: «Я слышал, как Ибн Таймия говорил: "Тому, кто будет практиковать ежедневно между сунной утренней молитвы и фарзом, произношение сорок раз слова "Я хайю я кайюм, ла илаха илла анта", Всевышний оживит сердце с помощью этих слов"». («Мадаридж ас-саликин»)
Ибн Таймия призывает совершать то действие, которое не было передано Пророком ﷺ и сподвижниками, почему же мы не слышим шум критиков подобного рода действий по отношению к Ибн Таймийе и Ибн Кайиму, который является соучастником в распространении подобной информации, попутно соглашаясь с этим?
Почему им не предъявили это и не сказали: если бы в этом было благо, то это сделал бы сам Пророк ﷺ и сподвижники? Может, сподвижники упустили знание об этом, а они напомнили?
Теперь у нас есть ответный вопрос к авторам этих вопросов. Мавлид состоит из чтения Священного Корана, чтения салавата, жизнеописания Пророка ﷺ, дуа, зикра, объединения уммы, дарения подарков и угощения гостей. Так вот, приведите доводы на запрет всех этих действий или хотя бы одного из них. Ведь именно для совершения вышеперечисленных деяний и собираются мусульмане на собрание, именуемое мавлидом!
Абдула Магомедов
Смотрите также:
Мавлид. За и против | АУДИО И ВИДЕО
Четыре вопроса критикующих мавлид
Месяц Раби уль-Авваль – Спасение человечества
Мавлид – с любовью к Пророку (мир ему и благословение)
Развенчивание мифов вокруг мавлида
Доводы в пользу дозволенности празднования мавлида