Сколько раз можно совершить умру (малый хадж) за одну поездку?

10 Март 2020
19821

Вопрос:

Если я провожу несколько дней в Мекке, могу ли я совершить умру несколько раз, и каким образом мне совершить две умры: одну умру за себя, а вторую – за покойную мать? И ещё – могу ли я сначала совершить умру за мать, а потом – за себя?

Ответ:

Вы, конечно, можете за это время совершить две умры: одну за себя, а другую – за свою покойную мать.

Это делается следующим образом: вы вступаете в умру за себя с миката того города, из которого направляетесь в паломничество. Для тех, кто отправляется в паломничество через Медину, микатом является местность Зуль-Хулайфат. Теперь это место называется Абару ‘Али.

Далее вы прибываете в Мекку и приступаете к совершению умры. Далее, завершая обряды своей умры, вы выходите из неё. После этого отправляетесь в ближайший место за пределами Харама Мекки, например, в Тан‘им, где расположена мечеть ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах). Из Тан‘има или из другого места, которое находится за пределами Харама, вы вступаете в умру за свою покойную мать. Далее вы совершаете те же обряды, что совершали в ходе умры за себя.

В принципе, можно сначала совершить умру за мать, но только если вы ранее совершали умру за себя. В противном случае сначала нужно обязательно совершить умру за себя, ибо совершить паломничество за другого может только тот, кто уже совершил паломничество за себя.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَمِعَ رَجُلاً يَقُولُ: لَبَّيْكَ عَنْ شُبْرُمَةَ، قَالَ: مَنْ شُبْرُمَةَ؟ قَالَ: أَخٌ لِي أَوْ قَرِيبٌ لِي. قَالَ: حَجَجْتَ عَنْ نَفْسِكَ؟ قَالَ: لاَ. قَالَ: حُجَّ عَنْ نَفْسِكَ ثُمَّ حُجَّ عَنْ شُبْرُمَةَ

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как какой-то человек говорил: "Вот я перед Тобой, совершаю хадж за Шубруму". Он спросил: "Кто такой Шубрума?". Человек ответил: "Мой брат (или: мой родственник)". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "А совершал ли ты хадж за самого себя?". Он ответил: "Нет". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: "Сначала соверши хадж за себя, а потом уже – за Шубруму"». (Абу Давуд, 1811)

Из этого хадиса мы понимаем, что только совершивший хадж за себя может совершать хадж за другого человека. Поэтому учёные-богословы установили такое правило: «Человек, не совершивший хадж за себя, не должен совершать хадж за других». В отношении хаджа и умры условия в этом вопросе одинаковы.

Также вы можете за время пребывания в Мекке совершать умру за себя или за других людей несколько раз, если имеете возможность. Абсолютное большинство учёных (джумхур) посчитали желательным повторять таким образом умру.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَينَهُمَا ، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلاَّ الجَنَّةَ

«Каждая следующая умра после предыдущей служит искуплением грехов, совершённых между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая». (Бухари, 1773; Муслим, 1349)

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее:

«Нет нежелательности в совершении умры два, три и более раза в одном году и даже в один день. Наоборот, желательно совершить их как можно большее количество раз, и в этом вопросе нет противоречий».

Также Ибн Кудама в своей книге «Аль-Мугни» пишет:

«Нет ничего предосудительного в совершении умры несколько раз в году. Это мнение передаётся от ‘Али ибн Абу Талиба, ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара, ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса, Анаса ибн Малика, ‘Аиши и Имама Аш-Шафи‘и (да будет доволен ими всеми Аллах)».

От ‘Али Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он совершал умру каждый месяц, а от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что как только его голова окрашивалась в чёрный цвет (обрастала волосами после бритья), он выходил и совершал умру.

Исходя из этого, мы можем сказать, что тому, кто завершил свою умру, желательно совершить ещё одну умру, и для вступления в неё ему достаточно выехать в Тан‘им или в другое место за пределами Харама.

Поэтому вы можете совершить умру сколько угодно раз в месяц или в день, ибо это одобряется шариатом и к этому нас побуждал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

От ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

تَابِعُوا بَيْنَ الْحَجِّ وَالْعُمْرَةِ فَإِنَّهُمَا يَنْفِيَانِ الْفَقْرَ وَالذُّنُوبَ كَمَا يَنْفِى الْكِيرُ خَبَثَ الْحَدِيدِ وَالذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ وَلَيْسَ لِلْحَجَّةِ الْمَبْرُورَةِ ثَوَابٌ إِلاَّ الْجَنَّةُ

«Чередуйте совершение хаджа и умры, ибо, поистине, они стирают бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха стирают шлаки с железа, золота и серебра, а за безупречный хадж нет иной награды, кроме Рая». (Тирмизи, 810; Ан-Насаи, 2631; Ибн Хиббан, 3693)

Поэтому желательно (суннат) совершать умру многократно, даже несколько раз в год, особенно в месяц Рамадан.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عُمْرَةٌ في رَمَضَانَ تَعْدِلُ حَجَّةً – أَوْ حَجَّةً مَعِي

«Совершение умры в Рамадан равнозначно совершению хаджа (или: … совершению хаджа со мной)». (Бухари, 1863; Муслим, 1256)

Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «равнозначно совершению хаджа» подразумевают, что умра, совершённая в Рамадан, равнозначна хаджу по награде, но это не значит, что умра в этот период может заменить собой хадж.

Мухаммад Султанов

 

 

Смотрите также:

Как заработать награду хаджа, не выходя из дома?

Дополнительная 'умра

Намаз, совершение которого равноценно принятому хаджу и умре | ВИДЕО

Хадж и умра на запретные средства

Хадж – обязательный столп Ислама

Достоинство паломничества-хаджа

Самое малое, что необходимо для умры

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.