Диалектическая природа Ислама в коранических аятах

2 Август 2016
1934

Теория отрицания познавательных возможностей разума, открытая Иммануилом Кантом, является серьезным ударом по материалистической науке. С древнейших времен до сегодняшнего дня сотни и тысячи ученых твердят о том, что человеческий разум и логика способны раскрыть великие тайны природы и использовать ресурсы Земли для удовлетворения все возрастающих аппетитов людей. Однако Кант, так же, как и великий Альберт Эйнштейн, доказывал, что без интуиции, озарения, вдохновения и использования мистики, метафизических способов человек не способен сделать прорывное открытие секретов бытия. Перечисленные методы восприятия мира представляют собой по сути теологические методы, основывающиеся на непосредственном восприятии информации на чувственном, бессознательном уровне.

Например, изложенные в Священном Коране знания, полученные Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) от Всевышнего Аллаха посредством ангела Джибриля, вполне соответствуют канонам философской науки. В данном случае мы ведем речь о законах и принципах диалектики, охарактеризованных Георгом Гегелем.

Диалектика есть непосредственное единение науки и веры, позволяющее решать практически все проблемы, возникающие в нашей земной жизни. При этом самое главное – это то, что знание и использование принципов диалектики позволит личности обезопасить себя от великого множества проблем, ошибок и заблуждений, вызывающих негативные последствия для нее и её потомков.

Дело в том, что миллионы людей в прошлом и настоящем не могут понять одну простейшую истину, раскрытую принципом детерминизма, то есть причинности. Например, человека обидели, вернее, он сам себя обидел, так как его родственник отказал ему в просьбе. Вот такой обиженный человек проклинает «плохого» родственника, начинает мечтать посильнее отомстить обидчику.

Однако он ни на мгновение не вспомнит, что несколько дней назад сам жестко отнесся к этому родственнику: без всяких оснований обвинил его в «страшных грехах», «уничтожил морально», показав всему миру, какой он сам праведный и хороший. То есть человек показал блестящее игнорирование диалектического принципа причинной взаимосвязи событий в мире: одно событие порождает другое и так далее. В любой суре Священного Корана можно найти множество аятов, повествующих об этом принципе. Приведем один из них:

وَقَوْمَ نُوحٍ لَمَّا فَقُلْنَا اذْهَبَا إِلَى الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا فَدَمَّرْنَاهُمْ تَدْمِيرًا وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْكِتَابَ وَجَعَلْنَا مَعَهُ أَخَاهُ هَارُونَ وَزِيرًاكَذَّبُوا الرُّسُلَ أَغْرَقْنَاهُمْ وَجَعَلْنَاهُمْ لِلنَّاسِ آيَةً ۖ وَأَعْتَدْنَا لِلظَّالِمِينَ عَذَابًا أَلِيمًا

«Поистине, Мы даровали пророку Мусе книгу (Тору) и сделали вместе с ним его брата Харуна визирем (помощником ему). И сказали Мы (Мусе и Харуну): «Идите к народу (к Фараону и его народу), который считает ложью Наши знамения». И уничтожили Мы их, ибо они отвергли наших посланников. И народ Нуха, когда они обвинили во лжи посланников, - Мы потопили их и сделали для людей знамением. И уготовили Мы и на том свете неправедным мучительное наказание». (сура Аль-Фуркан, 35-37)

Таким образом, красной нитью через весь Коран проходит мысль о том, что за игнорирование требований Всевышнего люди испытывали и будут испытывать деструктивные, то есть разрушительные последствия. При этом миссия Аллаха не заключается в том, чтобы карать нечестивцев, мы уже говорили, что принцип «Бог покарает!» неверен. Истинное значение – Всевышний наказывает, ибо это слово исходит от понятия «наказ», то есть «воспитание». Аллах, как Милостивый, Милосердный и Любящий, хочет только добра, поэтому Он мягко или жестко «шлепает» заблудшего, чтоб тот встал на путь адаба.

В предыдущих статьях мы доказывали, что первый закон диалектики, закон единства и противоположностей проявляется в принципе деления бытия на «этот мир», земной, материальный; и на «тот, потусторонний мир», сферу Всевышнего, где расположены рай и ад. Именно различия этих компонентов божественного бытия, их противоречия обеспечивают всеобщее изменение и развития.

Следующим диалектическим принципом, изложенным в Священном Коране, выступает принцип всеобщей взаимосвязи. Например, в следующем аяте проявляется мысль о том, что Всевышний представляет собой связывающее звено между всеми событиями материального и идеального миров.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

رَّبِّ السَّمَـوَتِ وَالاٌّرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا الرَّحْمَـنِ لاَ يَمْلِكُونَ مِنْهُ خِطَاباً يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَـئِكَةُ صَفّاً لاَّ يَتَكَلَّمُونَ إِلاَّ مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَـنُ وَقَالَ صَوَاباً

«(Это наказание исходит от) Господа небес и земли и того, что между ними, Милость которого распространяется на всё это, и с Которым они не посмеют даже заговорить об облегчении этого наказания. В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду». (Сура Ан-Набаъ, 37-38)

Этот аят дает возможность сделать заключение о том, что ИСТИНА принадлежит Всевышнему. А это означает, что Аллах знает все, что происходило, происходит и будет происходить во всем существующем. То есть, все, что есть, связано, едино и содержит информацию о бытии в прошлом, настоящем и будущем. При этом фундаментальной силой, связывающей все сферы существующего, выступает Творец, которому принадлежит все. Он – Создатель, поэтому вполне закономерно, что он связывает все и имеет информацию обо всем.

Только наивный невежественный человек, скрытно совершающий харамные дела, надеется, что его поступки останутся в тайне и ничего плохого с ним не случится. Так же, как лихой водитель мчится со скоростью 80-100 километров в час в населенном пункте, где действует ограничение скорости 40 километров. Он поступает так потому, что на дороге нет патрульной машины ГИББД, никто не видит и не контролирует водителя. У него, как и у миллионов водителей, нет никакой мысли о том, что все взаимосвязано, и информация даже о самых малейших действиях людей была уже известна Всевышнему Аллаху за ранее.

Поэтому неверующий искренне удивляется, возмущается и страдает, если с ним случилась авария. Он будет обвинять другого водителя, дорогу, тех же инспекторов – но только не себя. К сожалению, у него не появятся мысли о том, что он сам вызвал аварию своей манерой вождения, тем, что игнорировал государственные законы, но самое главное – нормы нравственности, которые требуют ограничения скорости в населенных пункта. Автор статьи – сам также любитель быстрой езды, однако у него имеется четкое представление, что существуют ограничения скорости и их необходимо выполнять. Инспектора на дороге нет, однако Всевышний Аллах видит все. И перед Ним надо держать ответ за свои неправильные дела. Поэтому необходимо сдерживать свой нафс, в данном случае – желание эго поехать «с ветерком», демонстрируя свой автомобиль и свои возможности.

Диалектическая природа ислама также выражается в прекрасных именах Аллаха, которые проявляют саму сущность Всевышнего Аллаха. Всеобщую связь событий и объектов бытия конкретно доказывают следующие имена Творца: Аль-‘Алим – Всезнающий, Ас-Сами’ – Всеслышащий, Аль-Басир – Всевидящий. Они выражают то, что все в этом мире представляет единое целое, которое доступно Всевышнему Аллаху. Он все видит, слышит и знает, каждое мгновение, всюду и везде. Такова природа Вселенной, сотворенной Всевышним Аллахом, и нам это необходимо знать, для того чтобы иметь представление о последствиях своих «невидимых» никому поступков.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.