Социальные аспекты норм Шариата

24 Июль 2017

В предыдущих статьях, посвящённых Шариату, мы обратили внимание на наличие мифов, искаженно представляющих его нормы. Также отметили, что божественный закон формирует гуманистические качества личности мусульманина. В этой же статье объектом анализа выступают те положения Шариата, которые воспитывают социальные черты правоверных.

Кораническая информация, определяющая конкретные нормы Шариата, формирует целую социальную программу развития мусульман. Вырабатывание гармоничных общественных отношений в Исламе осуществляется не только благодаря равнению рядов при коллективном намазе. Создание реальной атмосферы социальной справедливости в умме отражается во многих положениях Шариата.

Например, в число нежелательных действий для мусульман включены следующие: строительство очень высокого дома; украшение дом сверх необходимого, с шиком; обогащение с целью получения мирских благ и для хвастовства.

Стремление построить особенный дом, который выделялся бы новым дизайном или высотой, купить как можно большой автомобиль, расписываться ручкой стоимостью в сотни тысяч долларов признаётся нежелательным потому, что оно имеет разрушительные последствия.

Дело в том, что одной из главных функций Ислама как монотеистической религии является налаживание гармоничных и добрых взаимоотношений между мусульманами.

Во-первых, какая гармония может быть между горделивым человеком, ездящим на Мерседесе, и тем, кто еле смог купить Жигули?

Во-вторых, покупка дорогостоящих вещей увеличивает гордыню человека. Если же у него есть проблемы на душевном уровне, то он может сойти с дороги поклонения Всевышнему Аллаху.

Это происходит тогда, когда человек начинает думать, что всего, что у него есть – большой дом, машина, счёт в банке, власть – он добился только своими собственными усилиями. А это, по нашему мнению, проявление ширка, так как человек забывает Аллаха и считает себя источником всех достижений.

Начинается великая трагедия (упаси Аллаха нас от этого), возвышение своей личности над уммой, ожесточение характера, презрение ко всем тем, кто не сумел стать таким «крутым», как он. Самое главное, человек забывает про будущую смерть и про ответ перед Всевышним, ибо радости дуньи затмевают будущий ахират.

Уникальными для современной социальной реальности стали желательные действия, рекомендованные Шариатом: убирать с дороги в сторону мешающие людям предметы, например, камни; быть довольным тем, что имеешь; возврат чужого имущества владельцу, вне зависимости от того, каким путём оно попало к человеку;

Их глубинное величие и человеколюбие особо выделяется в свете тенденций упадка нравственности западного общества, которые, к сожалению, становятся достоянием и восточной культуры. Человек Запада живёт ради материальных богатств: денег, роскошных домов, больших авто и возможности пользоваться дорогими услугами отелей и ресторанов.

Достижение же этих совершенно иллюзорных по своей природе вещей возможно, если человек сумел добиться успеха на основе карьерного роста. А карьера чаще всего возможна тогда, когда для человека все коллеги представляют собой соперников, которых необходимо убрать с «дороги», ведущей к росту в должности на фирме и во власти.

По сути, эта конкуренция есть аналог борьбы за выживание в дикой природе. Таким образом, какими бы красивыми выражениями ни обозначались все эти тренинги, мастер-классы, обучающие достижению успеха, они – всего лишь культурные обёртки, скрывающие животные инстинкты людей.

Шариат же уже полторы тысячи лет назад провозгласил совершенно новые, истинно человеческие нормы и принципы, которые Маркс, Энгельс и Ленин, несмотря на свой атеизм, провозгласили революционными.

Особенно парадоксальным для современного общества представляется требование Шариата «чужое богатство необходимо вернуть хозяину». Да, эта норма Ислама есть проявление глубочайшей нравственности и гуманизма религии Аллаха.

Такой вывод можно сделать из состояния западной экономики, согласно которому накопление капитала невозможно без жестокой эксплуатации живого человеческого труда. Богатство и могущество Запада, США и стран Европы основаны на самом бессовестном грабеже народов и природы колоний в течение трёх веков.

Ислам же в этом свете выступает как истинно человечная религия, практикуя новый, не природно-звериный подход к окружающим людям.

Уникальность Ислама и Шариата, состоящая в проявлении человеколюбия, отмечена в статье Мухаммада Султанова, опубликованной на сайте ISLAMDAG.RU. Она конкретно показывает истинное лицо мусульман, в том числе высших правителей, следующих нравственным нормам шариата.

Однажды к правителю города Караджихисар на суд пришли два человека: один из них – мусульманин-турок, а другой – византиец-христианин. Осман вынес судебное решение в пользу византийца. Христианин очень удивился этому поступку мусульманского кадия и спросил Османа: «Как получилось так, что ты вынес решение в мою пользу, в то время как я являюсь для тебя иноверцем?»

На это Осман ответил: «Как же я могу не решить дело в твою пользу, когда Всевышний Аллах, которому мы поклоняемся, говорит:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تُؤَدُّوا الْأَمَانَاتِ إِلَى أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُمْ بَيْنَ النَّاسِ أَنْ تَحْكُمُوا بِالْعَدْلِ

(смысл): «Поистине, Аллах повелевает вам (о те, кто уверовал) возвращать доверенное имущество владельцам его, и (также Он повелевает) когда вы судите среди людей, то судить по справедливости» (сура Ан-Ниса: 58).

Решение исламского кадия произвело на византийца большое впечатление, и он сразу объявил о принятии Ислама.

Гуманная природа социальной сферы Ислама особенно конкретно проявилась в ходе крестовых походов. Великий полководец Ислама Салахуддин Аль-Аюби выпустил всех христиан из освобожденного Иерусалима без всякого урона им. А ведь он знал, что сотворили крестоносцы с жителями-мусульманами после захвата этого города.

Следуя нормам Шариата, он всегда сдерживал свое слово, и это несмотря на то, что «честные рыцари» вероломно нарушали свое обещание, убивая пленных мусульман, его воинов.

Таким образом, гуманистические нормы Шариата выполняются мусульманами всюду и везде: дома, в обществе и во время освободительных войн.

И вряд ли соответствуют высокому званию мусульманина те, кто творит злодеяния, обстреливая школы сирийских городов, сжигая живых людей, взрывая детей и женщин (Аллах им судья!).

Марат Якупов

 

Смотрите также:

Разоблачение мифов о Шариате в сфере семейно-брачных отношений

Величие Ислама в свете личностных норм Шариата