Разоблачение мифов о Шариате в сфере семейно-брачных отношений

13 Май 2017 51

Когда речь идёт о мифологическом мировоззрении, то у обыкновенного человека, далёкого от научной деятельности, возникают картины древнегреческих мифов или русских былин. Для подавляющего большинства людей мифы – это увлекательные, эмоционально богатые и красочные повествования, не имеющие ничего общего с реальностью. В этой статье автор решил поделиться впечатлениями от разоблачения мифов о шариате.

Шариат – это пришедший со времён средневекового варварства сборник жёстких, или даже жестоких и антигуманных исламских законов, подавляющих волю личности. Таков величайший миф, продолжающий своё бытие в течение веков. Особенно активно миф о «страшном шариате» распространялся в начале двадцатого века, когда в России в угоду политической целесообразности началось наступление атеистической идеологии.

Однако миф о невежестве исламских священников – мулл – и об античеловечности шариатских норм проник в среду татарской и башкирской интеллигенции, также увлечённых материалистическим мировоззрением.

Например, несколько поколений советских зрителей Волго-Уральского региона проникалось материалистической идеологией, насмотревшись трагедии признанного драматурга Мирхайдара Файзи «Галиябану». Это классическая история о несчастной любви молодых людей. Они не могут быть вместе, ибо красавицу Галиябану сватает богатый жених. Естественно, бедные родители хотят насильно отдать её замуж за богатого, но нелюбимого человека. В финале отвергнутый богач убивает Галиябану за то, что она не подчинилась родителям.

Итак, перед нами жертва «исламского шариата», нормы которого полностью лишают невест права выбора: все они насильно выдаются замуж за тех, кто удовлетворяет требованиям родителей. Мы, советские зрители, были уверены, что первая встреча жениха и невесты проходит после никаха, то есть обряда бракосочетания, после которого иного выхода, кроме как безропотно принять свою судьбу, просто нет.

Автор просто был поражён, когда прочитал следующие строки о нормах шариата, регулирующих правила бракосочетания молодых людей.

Запретно в бракосочетании:

выдавать девушку за пожилого, нечестивого;

вопреки воле невесты выдавать её замуж за человека, недостойного её уровня;

без причины задерживать бракосочетание совершеннолетней девушки, если она согласна выйти за человека, засватавшего её, и если он является девушке ровней.

Следующее произведение – «Кара йэзлэр» («Черноликие») – принадлежит перу признанного башкирского драматурга Мажита Гафури. Это также эмоциональное трагическое повествование о любви молодых людей. Кто-то из односельчан увидел, как влюблённые встречаются вечером. Это стало основой обвинений их в зина (прелюбодеянии). Их, связанных, провели по улицам села, подвергая оскорблениям и унижениям. Психика девушки такого испытания не выдержала – она лишилась разума.

Здесь, как и в первом случае, мы усматриваем принципиальное искажение норм шариата, цель которых – формирование гармоничных и гуманных взаимоотношений в семье и умме.

Любой мусульманин знает, что по шариату наказание за зина наступает вследствие совершения супружеской измены или вступления в интимные отношение до никаха. Однако, и это самое главное, ответственность наступает только при наличии показаний четырёх свидетелей, данных в процессе судебного разбирательства. Данное уточнение, по нашему мнению, доказывает гуманность норм шариата в сфере семейно-брачных отношений.

Дело в том, что исламский закон защищает семью от разрушительных для родителей и детей поступков – измены мужу или жене. Шариат, таким образом, путём страха наказания сдерживает животный нафс личности, её инстинкты.

Печальная практика христианства такова, что отсутствие религиозно-юридических ограничений в странах Запада уже в средние века привело к полной свободе в сфере интимных отношений. Заповедь «Не прелюбодействуй!» была и осталась для христианства пустой декларацией. Какие могут быть возражения против этого тезиса, если в католической Франции проституция (упаси Аллах нас от этого греха!) является официальной профессией. Нет необходимости доказывать, что именно отсутствие нравственности, подкрепляемых правовыми нормами, на сегодняшний день вызвало крах семьи западного общества.

Таким образом, предназначение шариата в этой и иной сферах одно – обеспечение душевной и телесной чистоты, защита личности и уммы от увлечения своим животным нафсом. Чистота же нам нужна для того, чтобы прийти к нашему Творцу достойными звания мусульманина и заслужить Его милость. В этом и есть величайшая функция Ислама как монотеистической религии: готовить душу личности к встрече с Аллахом, чтобы не оказаться в положении грешников. К тому же шариат обеспечивает чистоту отношений в этом мире, страхуя человека от супружеской измены. Нет необходимости говорить о том, что преданность друг другу есть основа духовного и телесного благополучия гармонии в семье.

Гуманность шариата в этой сфере заключается в необходимости четырёх свидетелей, которые под присягой дадут показания о преступлении. Такое условие выступает гарантией от ложных свидетельств бессовестных людей, которые могут преследовать нечестные цели. Думается, что сюжет трагедии Мажита Гафури основан именно на показаниях таких людей, которые обычно из зависти готовы уничтожить чужое счастье и благополучие (Аллах им судья!).

«Новое открытие» автора в сфере семейно-брачных отношений, регулируемых шариатом – это наличие практики помолвки. Согласно шариату, помолвка – это представление друг другу мужчины и женщины, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания (никаха). При помолвке узнаётся мнение девушки и её попечителя: выясняется, согласна ли она выйти замуж за этого юношу или нет. Как было указано выше, согласие обеих сторон, кроме некоторых исключительных случаев, обязательно в соответствии с нормами шариата.

Таким образом, полностью отрицается миф о несчастной судьбе мусульманских невест и женихов, лишённых возможности увидеть суженую или суженого до никаха. В действительности, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом в установленных рамках, с целью выбора спутника жизни. Естественно, при этом должны быть выполнены некоторые правила шариата:

а) юноше разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены. Этого практически достаточно, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за её поведением. Именно для этого Пророк повелел смотреть на свою избранницу;

б) разрешается разговаривать во время помолвки, то есть выразить намерения обеих сторон (но без посторонних разговоров);

в) жениху не разрешается пожимать невесте руку и обнимать её до акта бракосочетания;

г) не разрешается жениху с невестой оставаться в уединении.

Таким образом, даже поверхностный анализ норм шариата в сфере семейно-брачных отношений позволяет разоблачить миф об антигуманной природе шариата. Как раз наоборот, правовая основа Ислама имеет единственное предназначение – формирование гармоничных взаимоотношений между супругами.

Шариат сдерживает наш природный нафс, направляет сексуальную энергию на созидание полноценной семьи и воспитание здоровых душой и телом детей. Разве истинное счастье человека не в том, чтобы жить в гармонии, выполняя божественные нормы и вручая свою судьбу Всевышнему Аллаху?

Марат Якупов

Дамир Нуриев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.