Скупость подобна дереву, корни которого находятся в Аду...

18 Сентябрь 2017

Всевышний Аллах послал Пророка Мухаммада , чтобы он облагораживал нравы среди своих последователей и искоренил их плохие привычки. Одним из самых скверных недостатков человека, который отдаляет его от Аллаха и приближает к Аду, является скупость, жадность.

Поистине, скупость свидетельствует о неразумности и несмышлености человека. Из скупости проистекает также большое количество других не менее опасных недостатков, которые уничтожают человека и его нравственность. Поэтому скупой человек лишён всех благ этого мира и будет наказан на том свете, он ненавистен Всевышнему Аллаху и неприятен людям. Ведь говорят: «Щедрость делает человека любимцем даже для его противников, а скупость делает его ненавистным даже для его детей».

Бишр Аль-Хафи говорил: «Одну женщину похвалили перед Посланником Аллаха : "Днём соблюдает пост, ночи проводит в поклонении, но у неё есть такой недостаток, как скупость". Тогда Пророк сказал: "И в чём же выражается её благочестие!"».

Скупость может дойти до того, что человек может отказаться даже от выполнения предписаний Всевышнего Аллаха, не говоря о долге перед самим собой и другими людьми. Стоит также отметить, что чем взрослее человек, тем сильнее у него проявляется скупость, и ещё к этому добавляются ненасытность и алчность. Более того, такой человек призывает и других проявлять такие же недостойные качества. Всевышний Аллах в Коране говорит:

الَّذِينَ يَبْخَلُونَ وَيَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبُخْلِ

«Всевышнему Аллаху ненавистны люди, которые скупятся и не расходуют то, что вменено им в обязанность, и приказывают другим людям быть скупыми» (сура Ан-Ниса: 37).

Также Всевышний Аллах в другом аяте разъясняет последствия скупости для человека:

وَأَمَّا مَن بَخِلَ واسْتَغْنَى * وَكذَّبَ بالحُسْنَى * فَسَنُيَسِّرُهُ للعُسْرى

(смысл): «А что касается того, кто скупился расходовать своё имущество на благие дела, и предпочел мирские удовольствия поклонению Аллаху и не поверил в истинность Рая и его прекраснейшие блага, тому Мы облегчим путь к трудности» (Сура Аль-Лайль: 8-10).

То есть Всевышний Аллах затруднит ему совершение благих деяний, и это поведёт его к Аду.

Пророк в хадисе, который передаётся от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), говорит:

اعْمَلُوا فَكُلٌّ مُيَسَّرٌ لِمَا خُلِقَ لَهُ، أَمَّا مَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ السَّعَادَةِ فَيُيَسَّرُ لِعَمَلِ أَهْلِ السَّعَادَةِ، وَأَمَّا مَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الشَّقَاءِ فَيُيَسَّرُ لِعَمَلِ أَهْلِ الشَّقَاوَةِ

«Совершайте благие деяния, и каждому из вас будет облегчено то, для чего он был создан». Что касается того, кто должен быть в числе счастливых, то ему будет облегчено совершение дел счастливых людей, а что касается того, кто должен быть в числе несчастных, то ему будет облегчено совершение дел несчастных». Затем он прочитал аяты из суры Ал-Лайл». (Бухари)

Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ценил в людях щедрость и милосердие и неустанно призывал сподвижников приобретать похвальные качества и отдаляться от порицаемых, в том числе и от жадности и скупости, и предостерегал о последствиях скупости в этом мире.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк сказал:

اتقوا الظلم فإن الظلم ظلمات يوم القيامة، واتقوا الشح فإن الشح أهلك من كان قبلكم حملهم على أن سفكوا دماءهم واستحلوا محارمهم

«Бойтесь притеснения, поистине, оно обернётся мраком в Судный день, и остерегайтесь скупости, поистине, скупость погубила тех, кто был до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (Муслим).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил сподвижников обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху, чтобы Он избавил их от скупости:

اللهم إني أعوذ بك من الهم والحزن وأعوذ بك من العجز والكسل وأعوذ بك من البخل والجبن وأعوذ بك من غلبة الدين وقهر الرجال. قال: فقلت ذلك فأذهب الله عز وجل همي وقضى عني ديني

«Аллахумма инни а’узу бика мина ль-хамми ва ль-хузни ва а’узу бика мин аль- ’аджзи ва ль-касали ва а’узу бика миналь бухли ва ль-джубни ва а’узу бика мин гъалабати-ддайни ва къагьри-рриджал».

«О Аллах, я прошу Твоей защиты от забот и печали, прошу защиты у Тебя от немощности и лени, также прошу защиты у Тебя от скупости и жадности, от того, чтобы долги одолели меня, и от насилия людей». Абу Умама говорил: «Я сказал эти слова, и Аллах избавил меня от забот и возместил мои долги». (Абу Дауд)

Скупость и жадность – это показатель недостаточно полноценной веры у человека, а щедрость же – признак верующего человека, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Скупой далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей и близок к Огню (Ада). Щедрый близок к Аллаху и Раю, близок к людям и далёк от Огня (Ада)» (ат-Тирмизи).

От Джафара ибн Мухаммада от его отца от его деда (да будет доволен ими всеми Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

السَّخَاءُ شَجَرَةٌ مِنْ شَجَرِ الْجَنَّةِ أَغْصَانُهَا مُتَدَلِيَاتٌ فِي الدُّنْيَا، مَنْ أَخَذَ بِغُصْنٍ مِنْهَا قَادَهُ ذَلِكَ الْغُصْنُ إِلَى الْجَنَّةِ، وَالْبُخْلُ شَجَرَةٌ مِنْ شَجَرِ النَّارِ، أَغْصَانُهَا مُتَدَلِيَاتٌ فِي الدُّنْيَا، مَنْ أَخَذَ بِغُصْنٍ مِنْهَا قَادَهُ ذَلِكَ الْغُصْنُ إِلَى النَّارِ

«Щедрость – это дерево, корни которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них они (корни) приведут в Рай. Скупость – это дерево, корни которого – в аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них они (ветви) приведут в Ад» (Байхаки).

Как видно из всего вышеприведённого, скупость – это скверная черта характера. Особенно она не к лицу мужчинам и особенно – состоятельным людям. Человек может годами делать вид, что он щедр, делая недорогие подарки, но когда встаёт необходимость траты более крупной суммы, то он спотыкается о свою скупость и готов порвать отношения, лишь бы не тратить эту сумму, которая для него не является по факту большой.

Щедрость человека свидетельствует о том, что он обладает благочестием и убежден, что взамен потраченного Всевышний Аллах даст ему гораздо лучшее. Скупость же указывает на слабость веры человека и способна привести его к великому убытку. Самой скверной стороной скупости является то, что в мирской жизни человек живёт, как бедняк, а в Судный день с него будет спрошено, как с богатого.

Да остережёт нас Всевышний Аллах от таких скверных недостатков.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Скупость и пути избавления от неё

Будь самым щедрым, и ты станешь самым богатым

Алчность погубит тебя!

Богатство и бедность. Всем придется отвечать за каждую копейку!

Как стать богатым?