Этика сафара

29 Август 2022
19492

Ни для кого не секрет, что Пророк Мухаммад ﷺ был неподражаемым примером для человечества на все века. Какие-то шестьдесят три года, прожитые Пророком ﷺ на этом свете, человечество растянуло на четырнадцать веков, и даже этого не хватило, чтобы понять мудрость, таящуюся в его словах и действиях.

«Шестьдесят три года» не перестают поражать человечество и давать жизненные советы на протяжении свыше тысячи четырёхсот лет. А иначе и быть не может, потому как Сам Всевышний Аллах посчитал его прекрасным примером и описал как обладателя самых высоких нравственных качеств.

И этикет сафара Посланник Аллаха ﷺ не обошёл стороной. Светило человечества дословно показало и описало для нас, что делать и как вести себя в сафаре.

При слове «сафар» на ум может прийти укорачивание, объединение намаза и т. д. Но в этой статье мы поговорим не об этом, а о желательных действиях, которые соблюдал Пророк ﷺ, и о которых многие из нас не знают.

Основой этики сафара, конечно же, является правильная цель. Прежде чем выйти из дома, следует в первую очередь запастись знаниями о совмещении, сокращении намаза, определении стороны киблы и прочем. Прежде чем выйти из дома, следует совершить двухракаатный суннат-намаз.

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ما خَلَّفَ أحدٌ عند أهلِهِ أفضَلَ مِنْ رَكعتَيْنِ يَرْكَعُهُمَا عندهم حِين يُرِيدُ السفرَ

«Никто не оставит ничего лучше для членов своей семьи, чем молитва в два ракаата, которую он совершит у них перед отправлением в путь». (Табарани, Ибн Абу Шайба)

В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا خَرَجْتَ مِنْ مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعانِكَ مَخْرَجَ السُّوءِ وإذا دَخَلْتَ إلى مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعَانِكَ مَدْخَلَ السُّوءِ

«Когда выходишь из своего дома, соверши молитву в два ракаата, и это защитит тебя от всего плохого, что может постичь тебя после выхода. И когда вернёшься в свой дом, также соверши молитву в два ракаата, и это защитит тебя от того плохого, что может постичь тебя после того, как ты зайдёшь в свой дом». (Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 3078; Баззар, 81)

В книге «Итхаф ас-садат аль-муттакин» пишется, что если до выхода из дома совершить любой другой намаз, например, обязательный намаз или ратибат, то этого тоже достаточно, независимо от того, совершал человек для этого намерение или нет.

Имам Ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет, что в первом ракаате этого намаза желательно прочесть после суры Аль-Фатиха суру Аль-Кафирун, а во втором ракаате – суру Аль-Ихляс.

Выходя в сафар, желательно вверить домочадцев Всевышнему Аллаху, прочитав мольбу, которая передаётся от Пророка:

أسْتَوْدِعُكَ الله الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ

«Астауди’ука-Ллаха ллязи ля тази’у вадаи’уху (Вверяю тебя Аллаху, у которого не пропадает отданное Ему на хранение)». (Ибн Маджах, 2825)

А Всевышний сохранит вверенное Ему на хранение, ибо Он лучший хранитель.

В книге «Рияз ас-салихин» пишется, что, выходя из своего дома, Пророк ﷺ обычно произносил следующие слова:

بسم اللَّهِ تَوَكَّلْتُ على اللَّهِ، اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ أنْ أضِلَّ أَوْ أُضَلَّ، أوْ أزِلَّ، أَوْ أُزَلَّ، أَوْ أظْلِمَ أَوْ أُظْلَمَ، أوْ أجْهَلَ أَوْ يُجْهَلَ عليَّ

«Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллах! Аллахумма, инни а‘узу би-ка ан азылля ав узалля, ав азилля ав узалля, ав азлима ав узлима, ав аджхаля ав йуджхаля ‘аляййа».

«С именем Аллаха (выхожу из дома), уповаю на Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите, чтобы не сбиться с пути или не оказаться сбитым с него, чтобы не допустить ошибку самому, и чтобы меня не заставили ошибиться, чтобы не допустить несправедливость самому, и чтобы со мной не поступили несправедливо, чтобы не поступать подобно невежественным, и чтобы другие не поступали невежественно со мной».

Эту молитву также можно читать просто перед выходом из дома, перед походом к соседу, в мечеть, прогулкой во дворе… необязательно выходить именно в сафар.

Провожающему тоже желательно прочесть мольбу за уходящего.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

جاء رجل إلى النبي - صلى الله عليه وسلم - فقال: يا رسول الله، إني أريد سفرا، فزودني، فقال: زودك الله التقوى قال: زدني قال: وغفر ذنبك قال: زدني، قال: ويسر لك الخير حيثما كنت

«Как-то раз к Пророку ﷺ пришёл один человек, который попросил: "О Посланник Аллаха ﷺ, я собираюсь уехать, напутствуй же меня", – и Пророк ﷺ сказал: "Заввада-ка-Ллаху-т-таква (Да наделит тебя Аллах благочестием)". Этот человек сказал: "Добавь для меня ещё что-нибудь", – и Пророк ﷺ сказал: "Ва гафара занба-ка (И да простит Он тебе твои грехи)". Этот человек сказал: "Добавь для меня ещё что-нибудь", – и Пророк ﷺ сказал: "Ва яссара ля-каль-хайра хайсу-ма кунта (И да облегчит Он для тебя достижение благого, где бы ты ни был)"». (Тирмизи)

Ещё одним забытым желательным действием при выходе в сафар является чтение азана за идущим в сафар. Давайте представим, как прекрасно будет, если, отправляясь в путь, муж прочтёт мольбу за жену и детей, за родителей и вверит их Всевышнему Аллаху, как прекрасно будет, если жена, дети, провожая мужа или родителей, обратятся к Аллаху с мольбой за него, и кто-то из них прочитает азан.

Конечно, и этикет, связанный с транспортным средством, Пророк ﷺ не обошёл стороной. В наше время это особенно важно, так как мы очень часто передвигаемся на транспортном средстве не только во время сафара, но и по всем нашим нуждам.

Сообщается, что Али бин Раби'а сказал: «Однажды я видел, как к Али бин Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) подвели верховное животное, чтобы он сел на него. Вставив ногу в стремя, он произнёс слова: "Бисми-Ллях"».

В нашем случае это надо говорить, когда мы садимся в автомобиль или другое транспортное средство.

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда Посланник Аллаха ﷺ садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова «Аллаху Акбар (Аллах велик)», а потом говорил:

سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ ، وَإنَّا إِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلبُونَ . اللّهُمَّ إنا نسألكَ في سفرنا هذا البرّ والتَّقوى ، ومنَ العملِ ما ترضى ، اللَّهُمَّ هَوِّن عَلَيْنَا سَفَرَنَا هَذَا ، وَاطْوِ عَنَّا بُعْدَهُ . اللَّهُمَّ أنْتَ الصَّاحِبُ في السَّفَرِ ، والخَلِيفَةُ في الأهْلِ . اللَّهُمَّ إنِّي أعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ ، وَكَآبَةِ المَنْظَرِ ، وَسُوءِ المُنْقَلَبِ في المالِ وَالأَهْلِ وَالوَلَدِ

«Субхана-ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибуна. Аллахумма, инна насъалю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква ва мин-аль-‘амали ма тарза. Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу’да-ху. Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату филь-ахли. Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ва‘саи-с-сафари, ва каабати-ль-манзари ва суи-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли (Пречист тот, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему. О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении таких дел, которыми Ты останешься доволен. О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность. О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье, о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое может навеять увиденное, и от всего дурного, что может случиться с имуществом и семьёй».

Возвращаясь домой, тоже следует читать мольбу, которую читал Посланник Аллаха ﷺ. Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) в этом хадисе далее сказал, что когда Посланник Аллаха ﷺ возвращался, он произносил те же слова и добавлял к ним следующее:

آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ

«Айибуна, таибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на ха­мидун (Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему». (Муслим, 1342; Абу Дауд, 2599; Тирмизи, 3447; Ибн Хиббан, 2695, 2696)

Помимо этих, ещё есть и другие мольбы, которые желательно читать, садясь в транспортное средство, их нетрудно найти в соответствующих книгах. Некоторые учёные говорят, что, садясь в машину, желательно читать суру Аль-Кадр и 128 аят суры Ат-Тавба.

Ещё одно желательное действие в сафаре – произнесение выражения «Аллаху Акбар» при подъёме и выражения «Субхана-Лах» при спуске.

От Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

كان النبيّ صلى اللّه عليه وسلم وجيوشُه إذا عَلَوا الثنايا كبَّروا، وإذا هَبَطوا سبَّحُوا

«Поднимаясь в гору, Пророк ﷺ и его воины произносили слова "Аллаху Акбар", спускаясь же, они говорили: "Субхана-Ллах"». (Абу Дауд, 2599)

Ландшафт большей части территории нашего региона составляют горы и предгорье, поэтому у нас есть прекрасная возможность оживлять и соблюдать эту сунну Пророка ﷺ.

Выходить в сафар желательно в четверг. В сборнике хадисов имама Аль-Бухари передаётся хадис от Ка'ба бин Малика (да будет доволен им Аллах), согласно которому Пророк ﷺ любил выходить в сафар в четверг.

Не следует отправляться в сафар в пятничный день. Запрещается, отправляясь в путь в пятницу, пропускать пятничный намаз.

Следующей сунной сафара является назначение одного человека старшим, если в сафар вместе отправляются трое и более людей.

Передают со слов Абу Са`ида и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا خَرَجَ ثَلاَثَةٌ في سَفَرٍ فَليُؤَمِّرُوا أحَدَهُمْ

«Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа старшим. (Абу Дауд, 2608)

Нам тоже, следуя сунне, рекомендуется, не проявляя гордыни, назначить наиболее знающего человека старшим и слушаться его, ибо в этом есть благо для всей группы.

Передаётся, что Пророк ﷺ всегда брал с собой в сафар такие вещи, как зеркало, расчёска, сивак, сурьма и другие принадлежности повседневной необходимости. Поэтому нам тоже желательно брать с собой в путь эти вещи, следуя сунне Пророка ﷺ.

Например, сивак нам необходим практически всегда перед намазом для чистки ротовой полости и т. д., так как сиваком рекомендуется пользоваться очень часто. Так же обстоят дела с расчёской и остальными принадлежностями.

Мусульманин всегда должен выглядеть опрятно, поэтому расчёска – необходимый инструмент для путника, чтобы расчёсывать волосы и бороду и не выглядеть неухоженным, отталкивая людей от себя.

Достигнув своей цели и решив дела, следует поспешить вернуться к своей семье, ибо в хадисе, приведённом в сборнике имама Аль-Бухари, говорится:

السَّفَرُ قِطْعَةٌ مِنَ العَذَابِ، يَمْنَعُ أحَدَكُمْ طَعَامَهُ وَشَرابَهُ وَنَوْمَهُ، فَإذَا قَضَى أحَدُكُمْ نَهْمَتَهُ مِنْ سَفَرِهِ ، فَلْيُعَجِّلْ إِلَى أهْلِهِ

«Путешествие является частью мучений, ибо любого из вас оно лишает возможности наслаждаться едой, питьём и сном в полной мере, а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей поездки». (Бухари, 3001; Муслим, 1927; Ибн Маджах, 2882; Ибн Хиббан, 2708)

Пророк также завещал, чтобы путник возвращался из сафара хотя бы с маленьким, но подарком, ведь для семьи, детей, родственников, друзей он будет важным знаком внимания.

Многие из нас, возвращаясь из сафара привозят подарки, но все ли мы это делаем с намерением оживить сунну Пророка ﷺ?

Тому, кто находится в сафаре, не следует забывать помолиться за семью, близких, родственников, друзей и за всех мусульман, попросить, чтобы Аллах простил им грехи, направил на правильный путь и защитил их от смут и болезней, ведь путник входит в число тех, чьи мольбы принимаются Всевышним.

Братья и сёстры по вере, соблюдая вышеперечисленные суннаты, не следует забывать сделать намерение выполнять их, следуя именно сунне Пророка ﷺ.

Дорогие братья и сёстры, призываю вас всех по мере возможности, не жалея сил, стараться оживлять сунну Пророка ﷺ, не пренебрегать даже самыми простыми, мелкими деяниями, особенно теми, которые забываются, ведь Пророк ﷺ сказал:

من أحيا سنتي فقد أحبني ، ومن أحبني كان معي في الجنة

«Тот, кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот будет со мной в Раю». (Тирмизи, 2678)

Да поможет нам Аллах следовать сунне Пророка и быть самыми приближёнными к нему людьми в Судный день.

Султан Алигаджиев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.