Всевышний Аллах создал человека только для поклонения Ему. Других предписаний Создатель человеку не давал. Стоит отметить, что исполнение любого приказа Всевышнего Аллаха и его Посланника ﷺ считается поклонением.
Если верующий подойдёт с умом к своим деяниям, даже если это мирские дела, он может превратить их в поклонение. Правильное намерение перед совершением любого самого обыденного дела может превратить это дело в благодеяние.
В нашей религии имеется много видов поклонения, за которые верующий получает большую награду. Больше всего человек вознаграждается за обязательное поклонение, но и за дополнительные желательные деяния он может получить огромную награду.
Одним из самых лёгких, но очень значимых видов желательного поклонения является зикр (поминание Всевышнего Аллаха). Искрений верующий, независимо от того, в каком положении он оказался, как сложилась его жизнь и какие беды его постигли, не забывает о Своём Господе.
Читая зикры, поминая Всевышнего Аллаха, верующий указывает на величие Создателя, осознаёт своё истинное положение и выражает благодарность Ему. Помимо награды зикр помогает верующему помнить о том, что он является рабом Всевышнего и всё в его жизни происходит только по Его воле.
Поминание Аллаха – это поклонение, для которого не требуется особых условий и больших усилий. Для этого достаточно только сердца, наполненного любовью, надеждой и упованием на Всевышнего Аллаха.
От ‘Амра ибн Кайса передаётся, что ‘Абдуллах бин Буср (да будет доволен им Аллах) сказал:
أَنَّ رَجُلًا قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ شَرَائِعَ الإِسْلَامِ قَدْ كَثُرَتْ عَلَيَّ، فَأَخْبِرْنِي بِشَيْءٍ أَتَشَبَّثُ بِهِ، قَالَ: لَا يَزَالُ لِسَانُكَ رَطْبًا مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ
«Как-то раз один человек попросил: "О Посланник Аллаха, поистине, установлений Ислама для меня слишком много, так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться". В ответ ему Пророк ﷺ сказал: "Пусть язык твой без устали поминает Аллаха"». (Имам Ахмад, 17680; Тирмизи, 3375; Ибн Маджах, 3793; Ибн Хиббан, 814)
Верующий, который поминает Аллаха, становится ближе к Своему Господу, Всевышний будет доволен таким рабом и окажет ему помощь. Поминая Аллаха, человек обретает покой, его сердце очищается от дурных недугов.
Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ لِلهِ مَلَائِكَةً يَطُوفُونَ فِي الطُّرُقِ يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ، فَإِذَا وَجَدُوا قَوْمًا يَذْكُرُونَ اللهَ تَنَادَوْا: هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ، قَالَ: فَيَحُفُّونَهُمْ بِأَجْنِحَتِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا
«Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках людей, занятых поминанием Всевышнего, а когда они находят их, то обращаются друг к другу со словами: “Идите к тому, что вы ищете”. Они укрывают таких людей своими крыльями, заполняя собой всё пространство до самого нижнего неба». (Имам Ахмад, 7424; Бухари, 6408; Муслим, 2689)
Если поразмыслить над этими словами Пророка ﷺ, мы поймём, как важно поминать Всевышнего Аллаха, особенно когда это делают верующие в кругу на собраниях для зикра. Но это не умаляет достоинства поминания Аллаха человеком в одиночку.
Однако многие из нас, занимаясь мирскими делами, думают только о своих бытовых проблемах и заботах. В этой суете мирской жизни мы часто забываем о самом главном – о Всевышнем Творце, который создал нас только для поклонения Ему.
Зикр возвращает верующего к его Господу, освобождает его мысли и сердце от мирской суеты и не даёт мирскому взять над ним верх. Человек, часто поминающий Аллаха при жизни и на смертном одре, будет поминать Его и не поддастся наущениям проклятого шайтана.
Как изменится жизнь верующего, который будет постоянно, при любой возможности поминать своего Господа?
Жизнь такого верующего изменится только в лучшую сторону. У него наладятся мирские дела, его сердце и разум очистятся от грязи, на душе станет спокойнее, и самое главное – он будет чувствовать связь со Всевышним, Его участие в своих делах, Его любовь, заботу, защиту, будет знать, что Он видит и знает всё о нём.
Поминание Всевышнего Аллаха влечёт за собой бесконечное множество милостей, о которых говорится в Священном Коране и в Сунне Пророка ﷺ. Здесь мы приведём некоторые из них:
1. прощение грехов;
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал о людях, поминающих Аллаха:
فيقولُ : فَأُشْهِدُكُمْ أنِّي قَدْ غَفَرْتُ لَهُم ، قَالَ : يقولُ مَلَكٌ مِنَ المَلاَئِكَةِ : فِيهم فُلاَنٌ لَيْسَ مِنْهُمْ ، إنَّمَا جَاءَ لِحَاجَةٍ ، قَالَ : هُمُ الجُلَسَاءُ لا يَشْقَى بِهِمْ
«Тогда Аллах говорит своим ангелам: “Призываю вас в свидетели, что я простил их”. И один из ангелов говорит: “Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по какому-то своему делу”. Тогда Аллах сказал: “Товарищ таких людей не попадёт в бедственное положение”». (Бухари, 6408; Муслим, 2689)
2. благой конец;
От Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ كَانَ آخِرُ كَلَامِهِ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ دَخَلَ الْجَنَّةَ
«Тот, чьими последними словами были: “Ля иляха илля Ллаh (Нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха)”, войдёт в Рай». (Имам Ахмад, 22034; Абу Давуд, 3116; Байхаки, «Шуаб аль-Иман», 8798)
3. защита от шайтана;
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا دَخَلَ الرَّجُلُ بَيْتَهُ، فَذَكَرَ اللهَ عِنْدَ دُخُولِهِ وَعِنْدَ طَعَامِهِ، قَالَ الشَّيْطَانُ: لَا مَبِيتَ لَكُمْ، وَلَا عَشَاءَ، وَإِذَا دَخَلَ، فَلَمْ يَذْكُرِ اللهَ عِنْدَ دُخُولِهِ، قَالَ الشَّيْطَانُ: أَدْرَكْتُمُ الْمَبِيتَ، وَإِذَا لَمْ يَذْكُرِ اللهَ عِنْدَ طَعَامِهِ، قَالَ: أَدْرَكْتُمُ الْمَبِيتَ وَالْعَشَاءَ
«Когда человек входит в свой дом и поминает Всевышнего Аллаха при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: "Не будет для нас здесь ни приюта, ни ужина". Если же человек входит в дом, не помянув Всевышнего Аллаха при входе, шайтан говорит: "Мы получили приют", а если он не поминает Всевышнего Аллаха и во время еды, шайтан говорит: "Мы получили и приют, и ужин"». (Муслим, 2018; Абу Дауд, 3765; Ибн Маджах, 3287)
4. Аллах поминает тех, кто поминает Его;
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺсказал:
يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى: أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي، وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِي، فَإِنْ ذَكَرَنِي فِي نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِي نَفْسِي، وَإِنْ ذَكَرَنِي فِي مَلَإٍ ذَكَرْتُهُ فِي مَلَإٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ
«Всевышний Аллах говорит: "Я буду таким, каким считает Меня раб Мой (Аллах вознаградит человека именно тем, что он будет от Него ожидать), и Я нахожусь вместе с ним (оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия), когда он поминает Меня. Если он помянет Меня про себя, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе других людей, то Я помяну его среди тех, кто лучше их». (Бухари, 7405; Муслим, 2675; Тирмизи, 3603; Ибн Маджах, 3822; Ибн Хиббан, 811)
5. радость и успокоение сердец.
الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ ۗ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
(смысл): «И наставляет Он на истинный путь тех, кто уверовал и чьи сердца успокаиваются при поминании Аллаха. О да! Ведь поминанием Аллаха радуются и успокаиваются сердца». («Сафват ат-Тафасир», сура Ар-Ра‘д: 28)
Верующий, чьё сердце заполнено постоянным поминанием Всевышнего Аллаха, обретёт Его защиту в День страшного суда. Столь высокой награды достаточно, чтобы с особым трепетом относиться к этому виду поклонения. Пусть наши сердца и уста никогда не устанут поминать Всевышнего Создателя.
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».