Поистине, дела оцениваются только по намерениям

21 Июль 2014
24907

Хадис первый

Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) передал: "Я слышал, как Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший  переселение к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует) переселится к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури (да смилуется над ними Аллах) в своих "Сахихах", являющихся самыми достоверными из книг, написанных человеком.

Важность данного хадиса

Это один из самых важных хадисов, раскрывающих глубокий смысл Ислама. Он - основа религии, на которой зиждется большее количество решений. Это становится ясным из высказываний алимов, таких как Абу Давуд (да смилуется над ним Аллах), который сказал: «Воистину, этот хадис есть пол-Ислама, так как религия состоит из явных действий и скрытых намерений». Имамы Ахмад и аш-Шафии (да смилуется над ними Аллах) говорили: «Этот хадис - «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям» - включает в себя треть всех знаний, потому что совершить деяния можно либо сердцем, либо языком, либо остальными органами тела, а намерение бывает лишь в сердце. Поэтому алимы предпочитают начинать свои труды именно с этого хадиса. К примеру, имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) в своем достоверном сборнике привел его первым. С него же начал и имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) свои три книги о хадисах, а именно: «Риязу ссалихин», «Аль-Азкар» и «Арбаин», таким образом намекая читателю, чтобы тот очистил свои намерения и стремился к довольству Аллаха, а не к чему-либо иному.

На важность данного хадиса указывает и то, что Пророк (благословит его Аллах и приветствует) начал проповедь с него, об этом сообщается в версии аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах). После Пророка (благословит его Аллах и приветствует) Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) начал проповедь с этого хадиса. Абу Убайда (да будет доволен им Аллах) говорил: «Нет хадиса более лаконичного, всеобъемлющего и лапидарного (краткого, но отчетливого и ясного), чем этот!»   

Что способствовало появлению этого хадиса?

Хафиз ат-Табарани (да смилуется над ним Аллах) рассказал в своей книге «Мужам аль аль-Кабир», с достоверной цепочкой передатчиков, что ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Среди нас был человек, сватавшийся к женщине по имени Умму Кайс, и она соглашалась выйти за него, только если он переселится к ней; тогда он переселился и женился на ней. После этого мы его называли «переселенцем Уммы Кайс»!» Саад ибн Мансур (да смилуется над ним Аллах) поведал историю со схожим смыслом в своем сборнике хадисов.

Что мы должны усвоить из этого благородного хадиса?

1) Обязательность совершения намерения.

Алимы единодушны в том, что действия вменяемых верующих, совершенные без должного намерения, не расцениваются Шариатом как поклонение, и за них не полагается вознаграждение.

Главным условием любого поклонения, которое мы собираемся совершить, будь то намаз, паломничество, пост, является намерение, без него поклонение недействительно! А все остальное, например, омовение для намаза, является средством для выполнения поклонения. По этому поводу ханафиты говорят: «Намерение делает поклонение полноценным и увеличивает вознаграждение за него». Шафииты же считают: «От намерения зависит действительность поклонения, поэтому и средства для его выполнения недействительны без него!» 

2) Время и место совершения намерения.

Время намерения наступает с началом поклонения.

 К примеру, произношение слов «Аллаху акбар», или других, при вступлении в намаз... А для соблюдения поста можно совершить намерение после вечернего азана, так как достаточно сложно определить время рассвета (которое является началом поста). Намерение совершается сердцем, проговаривать не обязательно, но желательно, чтобы язык помогал сердцу сконцентрироваться на намерении. Обязательно надо уточнить, для какого именно поклонения делается намерение, и отличить его от похожих на него поклонений. Поэтому недостаточно сделать намерение на намаз и совершить его, надо еще уточнить - обеденный он или послеобеденный и т. п.

3) Переселение - обязанность каждого верующего.

Верующий обязан переселиться из владений неверных, если он не может свободно и открыто исповедовать свою религию. Это решение действительно как для мусульман прошлых времен, так и для современных верующих.

Есть дополнительный хадис: «Запрещено переселяться из Мекки после ее завоевания». Смысл этого хадиса: «Запрещено переселяться из Мекки после ее завоевания, так как она стала Исламским государством».

Слово «переселяющийся» применимо и к тому, что запретил Аллах, например, следующий хадис: «Переселяющийся - это тот, кто отказался от всего, что запретно Аллахом!»

4) Данный хадис сообщает, что тому, кто вознамерится совершить благое, но обстоятельства помешают осуществить задуманное, полагается одно воздаяние! Кази аль-Байзави (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Деяния недействительны без намерений, потому что всего лишь за намерение можно получить воздаяние (вознаграждение), а за поступок без намерения - нет. Намерение для поступка все равно, что душа для тела».

5) Этот хадис приучает нас к искренности в поступках и поклонении, чтобы мы сполна получили воздаяние в Ахирате, успех в делах и счастье в этом мире.

6) Каждый полезный поступок и доброе деяние, совершенное с искренним намерением и стремлением к довольству Аллаха обернется в поклонение!

Материал взят из книги «Аль-Вафи» Толкование 40 хадисов имама Навави.

Перевел: Зияудин Зияудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.