Светское государство и хиджаб

30 Январь 2017
2838

В последние дни в СМИ и в соцсетях активно обсуждается вопрос ношения хиджаба в образовательных учреждениях. Все началось с татарского села Белозерье, расположенного в Мордовии, где местные власти запретили носить хиджаб ученицам и педагогам в школе, мотивируя свое решение борьбой с экстремизмом.

24 января 2017 года во время пресс-конференции министр образования и науки РФ Ольга Васильева прокомментировала данную ситуацию словами: «Мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе. У нас светский характер образования».

Противники хиджаба постоянно ссылаются на то, что Российская Федерация — это «светское государство» и что религиозной атрибутике (под которым понимается хиджаб), не место в светской стране.

Прежде всего, тут надо разобраться в терминах, так как многие путают слово «светское» со словом «атеистическое». С правовой точки зрения светское государство — мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакого мировоззрения (в том числе религиозного или антирелигиозного) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.

Одной из причин, почему люди, выросшие при СССР, считают слово «светское» синонимом слова «атеистическое», является то что атеизм как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашённым в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийными и государственными органами до 1988 года. Российская Федерация является светским государством, то есть равноудаленным от религий, в котором религиозные праздники объявляются выходными днями, Президент которого посещает религиозные мероприятия, присутствует на открытии религиозных учреждений.

Второй термин – это «хиджаб», что в переводе с арабского означает «преграда». Так называют всю одежду, закрывающую тело с головы до пят, за исключением овала лица и кистей рук.

Хиджабэто полный комплект женской одежды, отвечающий требованиям шариата (покрывает все, кроме кистей рук и лица, не облегающий, не прозрачный, не пёстрый, не мужеподобный).

Журналисты некоторых федеральных каналов, употребляя слово «хиджаб», вводят заблуждение основную часть населения России, которые не совсем понимают разницу между разными арабскими словами «хиджаб» и «никаб» (мусульманская женская одежда, закрывающая всё тело, в том числе и лицо, с узкой прорезью для глаз). СМИ в данном случае стоит употреблять слово «платок», которое близко и понятно всем жителям России независимо от вероисповедания. Платок можно рассматривать как часть хиджаба, но он не считается хиджабом как таковым. Поэтому и нельзя говорить, что платок не присущ народам России, ведь даже православная религия предписывает покрывать голову платком при входе в храм.

Даже в Дагестане встречаются люди, которые не понимают слово «хиджаб» и говорят: «Хиджаб – это арабская одежда, зачем она нам нужна, наши предки не носили хиджаб, у нас есть своя национальная одежда». Если жителям региона, где в основном проживают мусульмане, непонятно, что та одежда, которую носили их предки, по-арабски называется «хиджаб», то, вероятно, и жители остальной части России не понимают, о чем говорится в СМИ.

Из-за чего происходят споры насчет ношения платков в школах в мордовском селе Белозерье, а до этого происходили в с. Кара-Кюре Ставропольского края?

С 1992 года в России не было никаких официальных требований к школьной форме. В некоторых субъектах РФ постановлениями правительств были приняты требования к школьной форме, а в других регионах таких постановлений не было.

В 2014 году в статью 38 Закона РФ «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым частные образовательные учреждения имеют право самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, с учётом мнения родительского совета, а требования к одежде обучающихся в образовательных учреждениях, финансируемых из бюджета, устанавливаются Правительством региона.

В региональных постановлениях Правительств Ставропольского края и Мордовии, которые устанавливают требования к одежде обучающихся, встречаются такие слова: «Обучающимся запрещается ношение в образовательных учреждениях религиозной одежды, головного убора».

Каков же выход из сложившейся ситуации, когда некоторые региональные чиновники выносят постановления, противоречащие Конституции РФ, запрещают мусульманкам носить платок и исполнять одно из важных предписаний своей религии?

Вариант №1. Депутатам ГД инициировать внесение изменений в ст. 38 Закона РФ «Об образовании» с разрешением государственным и муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, самим устанавливать требования к одежде обучающихся с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии), как и частным организациям.

Вариант № 2. Правительствам субъектов РФ принять постановления с требованиями к одежде обучающихся, которые не будут мешать мусульманкам исполнять одно из важных предписаний религии, для этого в постановлениях указать, что учащиеся могут по желанию носить платок, а также убрать требования насчет максимальной длины юбок.

Ибрагим Рамазанов

 

Смотрите также:

Внутренний и внешний хиджаб

Что мешает женщине надеть хиджаб?

Правильный хиджаб

Хиджаб - истинная красота

Какой должен быть правильный хиджаб

Хиджаб – подарок женщинам от Всевышнего Аллаха

Как прекрасна девушка в хиджабе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.