Узники ГАЗкабана

29 Август 2017

Проблема количества и состояния городского транспорта в Махачкале актуальна уже давно, и появление в городе рейсовых автобусов не повлияло существенным образом на её решение.

Горожанам автобусы нравятся больше, но, к сожалению, на всех их не хватает. Да и маршруты следования автобусов не охватывают весь город. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что маршрутное такси остаётся основным общественным транспортом.

Микроавтобусы (маршрутки) для пассажирских перевозок используются в неразвитых странах: в странах Африки, Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке. В Европе тоже есть «маршрутки», но очень редки, как правило, на них можно отправиться в исторический центр с узкими улочками, например, к достопримечательностям. Почему так? Всё очень просто. В Европе умеют считать ущерб, наносимый «маршрутками» транспортному хозяйству города.

В стране гор от количества «маршруток» страдает не только муниципальный транспорт, но и жители городов. Население находится в полной зависимости от частных перевозчиков: поднятие цен на ГСМ, повышение цен на запчасти, введение очередного налога – и бац! – наши перевозчики бастуют – город погружается в хаос. Но обо всём по порядку.

Для оценки ущерба, наносимого транспортом городу, а точнее, городской уличной дорожной сети, применяется коэффициент эффективности использования городской площади. Он рассчитывается как отношение динамической площади, занимаемой транспортным средством, к его вместимости.

Городской автобус типа Нефаз 5299 30-31 (метан) или троллейбус типа ЗиУ 682 имеет коэффициент эффективности использования пространства (КЭИП) 4,2; микроавтобус типа ГАЗель – 0,9.

Как вся эта математика работает на практике? И для чего нам всё это знать? Всё просто, для того чтобы перевезти сотню человек в комфортных условиях, нужно восемь микроавтобусов, а это, в свою очередь, 88 кв. м. городского пространства. Один Нефаз может вместить более сотни человек и занимает всего 24 кв. м.

Теперь давайте вспомним, какие у нас дороги и сколько на них транспорта. И перейдём к следующему очень важному моменту.

Поведение в трафике

Водители микроавтобусов постоянно маневрируют, так как подбирают и высаживают пассажиров. Причём ни один водитель в нашей столице не делает это в зоне остановочных пунктов. Такая специфика работы очень тормозит трафик. Агрессивная манера вождения, которую любят наши водители, провоцирует многочисленные ДТП.

Нельзя обвинять только водителей микроавтобусов в заторах на дороге. Факторов действительно много: неправильная парковка, неразвитая дорожная сеть и т.д. Но не последним звеном в этой «хаосной ленте» являются «маршрутки».

Экономическая сторона этого вопроса настолько запутана, что не хватит и десяти статей, чтоб понять, кому именно выгодны «маршрутки».

Другая сторона медали

Махачкала не может отказаться от «маршруток». Горожане являются «узниками» этого вида транспорта. Федеральная власть давно самоустранилась от вопросов пассажирских перевозок в городах, вопрос транспортного обслуживания отнесён к вопросам местного самоуправления.

К большому сожалению, пока у мэрии не очень-то получается решить эту проблему.

Большинство водителей имеют высшее образование и совершенно другую специальность. Сесть за руль одних вынудили острые финансовые проблемы, другие не хотят работать на «дядю» в офисе, а кто-то просто не может найти другую работу. Уровень безработицы в регионе по-прежнему очень высок, и частный извоз остаётся единственным выходом.

Водители работают сутками, после чего сами же ремонтируют машины. Денег у них не так много, так что им приходится экономить. Нет никого контроля. Гаража у них тоже нет. ГАЗельки стоят в гаражах водителей и выезжают на линию без всяких проверок. Водители не имеют никаких социальных фондов, никто не контролирует их состояние здоровья.

По закону все маршрутки должны подписывать путёвку у механика и врача. Но в действительности подписание путёвок включено в качестве услуги в те средства, что водители платят владельцу маршрута.

По сути будучи предоставленными самим себе, они каждый день выезжают на линию. Каждый автолюбитель расскажет вам о своём эмоциональном состоянии после нескольких часов за рулём. А этим ребятам приходится ездить в жару и холод целый день.

У нас у всех одни проблемы

Всё чаще приходится слышать о конфликтах между пассажирами и водителями маршруток. Неуважительное отношение водителей и пассажиров друг к другу становится для нас обыденностью. Водители позволяют себе громко слушать музыку, лихачить и курить в салоне. Пассажиры в свою очередь относятся к водителю и его машине, как к собственной.

У нас у всех есть свои проблемы: учёба, работа, здоровье, но ведь это не даёт нам никого права срывать свою агрессию на посторонних людях.

Понимают ли водители, что тот, кто садится к ним в машину, как минимум является их клиентом, который заплатил деньги? Не говоря уже о том, что он человек. Вряд ли этот водитель стал бы громко слушать музыку, если бы вёз свою родную мать.

Так почему у вас хватает наглости сказать чужой матери, что вы не выключите музыку, и предложить ей покинуть салон машины? А кто из водителей будет курить при беременной жене? Но почему-то вы не брезгуете делать это при чужих жёнах. Ведь вы возите чьих-то матерей, жён и сестёр.

Всё от намерения

А может, попробуете выехать на работу ради Всевышнего? Попробуйте возить клиентов не ради тех денег, которые они вам в любом случае заплатят, а ради Творца. Выезжая с таким намерением, вы не только получите деньги, ваши действия будут записаны в Книге Жизни как добрые деяния, принятые самым главным Руководителем. Ваша нудная, тяжёлая работа в таком случае превратится в акт поклонения и способ выражения любви и благодарности к Творцу.

Помните, что за вашей работай следят не только проверяющие органы. Если бы вы могли видеть, что за вашей работой наблюдает Всевышний Аллах, смогли бы вы громко слушать музыку, лихачить и хамить пассажирам? Верующий человек знает, что за ним постоянно наблюдает Всевидящий, Всеслышащий, Тот, Кому он служит и ради Кого он должен работать.

Давайте помнить, что все мы мусульмане. Давайте уважительней относиться друг к другу – на улице, в транспорте, в социальных учреждениях. Если каждый из нас будет все действия совершать с правильным намерением, то такого рода конфликты исчезнут из нашей жизни.

Подводя итоги, хочу сказать: я прошу у Всевышнего Аллаха принять то, что мы делаем ради Него, и научить нас делать это так, чтобы в Судный День нам не было стыдно. Амин.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост! 

Камал Галбацов

 

Смотрите также:

Об этике вождения автомобиля

Намаз водителя

Этика вождения автомобиля

Мусульманин должен быть самым лучшим водителем

Духовный призыв к водителям и пешеходам

Водитель маршрутки вернул забытые 850 тысяч рублей

Водители, будьте внимательны!!!