10 вещей которые стали причиной победы мусульман при ʻАйн Аль-Джалуте. Часть 2.

10 Апрель 2018 1551

Восьмая причина – реальный Совет

Все свои шаги Кутуз предпринимал, только посоветовавшись с нужными людьми. Каждое собрание его Совета ставило перед собой цель выбрать самое оптимальное решение, а не единогласное утверждение и установление предложенного султаном проекта. Потому что Совет (шура) является одним из основополагающих принципов правления в Исламе.

Тот, кто не следует этому принципу, пренебрегает миллионами людей из разных слоёв общества, представляет себя обладателем совершенных качеств, противоречит пути пророков (мир им), вселяет в сердца своих последователей ненависть к себе и совершает ошибки одну за другой. Плюс ко всему этому он поступает вопреки указанию Всевышнего Аллаха:

فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ

«Прости же их (за то, что было при Ухуде) и проси для них у Всевышнего Аллаха прощения и советуйся с ними во всех делах, чтобы люди последовали тебе». (сура Али ʻИмран, 159)

Девятая причина – дела были поручены тем, кто способен их выполнить

Кутуз назначал на должности людей, имеющих два качества, которые важны для любого дела: профпригодность и аманат (надёжность, верность; преданность; честность). Ведь многие из военачальников проигрывали войны, поручив свои дела тем, кто неспособен был выполнить их. Такое положение считается одним из признаков конца Света.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

بَيْنَمَا النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - فِى مَجْلِسٍ يُحَدِّثُ الْقَوْمَ جَاءَهُ أَعْرَابِىٌّ فَقَالَ مَتَى السَّاعَةُ فَمَضَى رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يُحَدِّثُ ، فَقَالَ بَعْضُ الْقَوْمِ سَمِعَ مَا قَالَ ، فَكَرِهَ مَا قَالَ ، وَقَالَ بَعْضُهُمْ بَلْ لَمْ يَسْمَعْ ، حَتَّى إِذَا قَضَى حَدِيثَهُ قَالَ أَيْنَ - أُرَاهُ - السَّائِلُ عَنِ السَّاعَةِ . قَالَ هَا أَنَا يَا رَسُولَ اللَّهِ . قَالَ فَإِذَا ضُيِّعَتِ الأَمَانَةُ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ . قَالَ كَيْفَ إِضَاعَتُهَا قَالَ إِذَا وُسِّدَ الأَمْرُ إِلَى غَيْرِ أَهْلِهِ فَانْتَظِرِ السَّاعَةَ

«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который беседовал с собравшимися людьми, подошёл какой-то бедуин и спросил: "Когда настанет Час этот (Судный день)?" Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) продолжал разговаривать, не ответив ему, и некоторые люди сказали: "Он слышал, что сказал этот бедуин, но ему это не понравилось", другие же сказали так: "Нет, он не слышал".

Закончив разговор, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Где же спрашивавший о Часе?" Бедуин откликнулся: "Я здесь, о Посланник Аллаха". Тогда он сказал: "Жди наступления этого Часа (Судного дня) тогда, когда будет погублено то, что отдано на хранение (аманат)". Бедуин спросил: "Как же это будет погублено?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Так будет, если поддержание этого дела (Ислама или обладание властью) будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа"». (Бухари 59)

Когда султан поручает свои дела людям негодным и не имеющим аманата, то ждать хорошего итога не стоит, и это только отдалит правителя от успеха.

Как мы знаем, Кутуз назначил Фарисуддина Актая предводителем армии, невзирая на то, что он был амиром мамлюков-бахритов (они враждовали с мамлюками-муиззитами, к которым относился сам Кутуз).

Также он назначил командиром мамлюкского авангарда Рукнеддина Бейбараса, несмотря на то, что он был его конкурентом за власть и обладал достаточной силой и авторитетом. Более того, Бейбарс был лидером мамлюков-бахритов.

Также мы видели, как он назначил новыми наместниками бывших правителей Шама, а не своих соратников и приближённых. Тот, кто ведёт такую политику, непременно будет иметь успех и одержит победу над любыми врагами. Ибо Всевышний Аллах заботится о том, кто хранит аманат.

«Помни (храни память) об Аллахе, и Он будет хранить тебя», – так звучит одно из основных правил успеха.

Десятая причина – воздержание от мирского (зухд)

Нерадивые правители во все времена терпят неудачу только потому, что погружаются в иллюзорный мир, притесняют свой народ и ведут дружественные отношения с врагами. Именно потому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда предостерегал нас от мирского.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сел на минбаре, его сподвижники уселись вокруг него, а потом он сказал:

إنَّ ممَّا أخَافُ عَلَيْكُمْ مِنْ بَعْدِي مَا يُفْتَحُ عَلَيْكُمْ مِنْ زَهْرَةِ الدُّنْيَا وَزِينَتِهَا

«Поистине, чего я боюсь для вас после моей смерти, так это блеска и украшений мира этого, которые будут вам дарованы». (Ахмад 3/7, 21, аль-Бухари 1465, Муслим 1052)

В нашей же истории мы увидели, какова была жизнь, стремления и мечты тех, кто был привязан душой к мирскому. Мы узнали, как они продавали себя, свой народ и даже свои убеждения ради дешёвых мирских вещей, как они были принижены и как они умерли униженными и оскорблёнными.

Что же касается Кутуза, то он понял, что собой представляет эта болезнь, которая сразила многих, и он решил держаться подальше от мирского. Кутуз прекрасно знал, что мирское, каким бы многочисленным оно ни было, на самом деле ничтожно, и мирские наслаждения, какими бы прекрасными они ни были, иллюзорны.

Поэтому он ни на мгновенье не соблазнился мирским и не жаждал его. Наоборот, он стремился продать всё своё мирское и приобрести взамен вечный Рай. Он отказался от имущества, которое находилось под его рукой. Наоборот, он продал всё, чем владел, и передал вырученные деньги на оснащение войска, которое отправлялось на войну с монголами.

Также Кутуз не держался за трон султана. Ведь он в своё время предлагал место предводителя Насиру Юсуфу ради объединения Шама и Египта. Он также не стремился сохранить свою жизнь и потому лично возглавил войско, которое направлялось на войну против самой сильной на то время армии в мире.

Ведь Кутуз не сомневался в том, что первой целью врага будет именно он, но, тем не менее, сам возглавил армию. Если бы он остался дома, отправив другого человека предводителем этого войска, его за это никто не стал бы порицать, потому что он был правителем, который должен обеспечить свою безопасность в интересах всей уммы. Однако он жаждал смерти на поле боя под звон мечей.

Кутуз был аскетом (отказался от мирского) и ни на мгновенье у него не возникало сомнений насчёт этого. Поэтому Всевышний Аллах дал ему этот мир, от которого он бежал, дал ему власть, от которой он отказывался, и даровал ему огромные трофеи и имущество, о которых он никогда не мечтал.

Вот это всё и было причиной победы мусульман в том великом сражении. Да поможет Всевышний Аллах всем мусульманам и Исламу!

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

10 вещей которые стали причиной победы мусульман при Айн Аль-Джалуте. Часть 1

Дорога на ‘Айн Аль-Джалут

‘Айн Аль-Джалут. Подготовка к великому сражению

‘Айн аль-Джалут. Решающее сражение

Как Кутуз заманил монголов в ‘Айн Аль-Джалут

О Ислам! О Ислам!

Разгром монголов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.