Поиск родины

13 Июль 2018 1525

Эртугрул – 600 лет правления Османов. Часть 3.

Племя Кайы проживало на землях вблизи города Бальх. Появившиеся здесь войска Чингизхана вытеснили с этих земель султана ʻАлауддина Хорезмшаха, а остальные жители разбежались кто куда. В числе тех, кто оставил это место вместе с правителями и другими людьми, был и отец Эртугрула, который направился в сторону сельджукского государства.

В этом путешествии за ним последовало большое количество людей. Отец Эртугрула давно был наслышан о могуществе Сельджукского государства и о том, как они воюют против неверных, поэтому и выбрал сельджуков. Потом они передумали и решили отправиться в Алеппо, то есть на юго-запад. Но по причине возникших между мусульманскими государствами конфликтов и проникновения крестоносцев даже в государственный аппарат Айюбидского государства он вместе с племенем Кайы вернулся обратно[1].

Когда они возвращались из Мардина, расположенного на расстоянии двухсот километров от Ахлата, под предводительством правителя Аль-Мансура Насир Ад-Дина Артука, Арслан VI попросил у них помощи против монгольских войск.

В это время при переходе через реку Евфрат вблизи крепости Джабир отец Эртугрула утонул вместе со своей лошадью. Это было приблизительно в 1229 году.

После смерти отца Эртугрул хотел продолжить начатое его отцом путешествие в поисках места для безопасного проживания своего племени. Однако его братья пожелали вернуться обратно на свою историческую родину, надеясь обрести там спокойствие и сохранить племя от кровопролития[2].

Заветная Анатолия

В настоящее время Анатолией называют территорию современной Турции, расположенную на востоке Средиземного моря[3], то есть азиатскую часть Турции[4].

Появление монгольских войск, которые пронеслись по исламскому миру, сметая всё на своём пути, стало причиной миграции на запад огромного количества азиатских тюрков, которые проживали в Туркестане и Афганистане. Крестьяне и другой простой люд бежали на запад, как можно дальше от монгольского нашествия.

В числе территорий, куда прибыли тюрки, убежавшие от монголов, была и Анатолия. Вследствие этого в регионе намного увеличилось тюркское население, и Анатолия стала мусульманской землёй, так как преобладающее большинство переселенцев были тюрками-мусульманами.

В течение 13 века Сельджукский султанат и Византийская империя были охвачены волнениями и смутами, которые привели оба государства практически к анархии. Следствием этого стало ослабление обоих государств, особенно Византии после четвёртого крестового похода 1204 года, в результате которого Византийской империей завладели крестоносцы.

В то же время Сельджукское государство терпело упадок. Власти обложили туркменские племена налогами по причине постоянных грабительских набегов монгольской армии.

В это время монголы начали готовиться к большому наступлению и направили свои войска в малую Азию. Действия монголов настолько ослабили сельджуков, что это можно считать началом падения Сельджукского государства.

В то время, когда Сельджукское государство издавало последний вздох, практически все туркменские племена во главе с огузскими племенами перекочевали в Анатолию к границе Византийской империи[5].

Эртугрул же вместе с присоединившимися к нему племенами направился в сторону Эрзинджана (тур. Erzincan – город и административный центр ила (области) Турции Эрзинджан в восточной Анатолии, был расположен между Ахлатом и Византийской империей), чтобы далее отправиться на юг Анатолии к границе Византийской империи.

Когда Эртугрул шёл со своим племенем, он услышал доносившиеся издалека звуки битвы. Он направился к тому месту и обнаружил две армии, сражавшиеся друг с другом. Въехав со своими воинами на вершину горы, Эртугрул некоторое время наблюдал за привычной на то время для воинствующих племён картиной.

Одна из воюющих армий начала ослабевать, и было видно, что она потерпит поражение и будет разгромлена, если не получит помощь. Посоветовавшись со своими людьми, Эртугрул решил прийти на помощь той армии, которая проигрывала сражение[6].

Вместе со своими воинами-всадниками Эртугрул устремился на помощь армии, которая терпела поражение, и стремительно напал на тех, кто уже начал брать верх.

С помощью Эртугрула эта армия одержала победу в той битве. Присоединившись к войску, которое вот-вот могло быть разгромлено, он обеспечил ему победу. Без этой неожиданной помощи противник полностью разгромил бы ту армию.

После завершения сражения и окончательной победы Эртугрул узнал, что он помогал армии Сельджукского государства, которую возглавлял сам султан Алауддин Кейкубад I. Это сражение вошло историю как битва Ясджмен (yassciemen), которая произошла между сельджукским султаном и хорезмийским султаном Джалал Ад-Дином Менгуберди[7].

Хорезмийцы в том сражении были окончательно разгромлены и понесли огромные потери. Несколько высокопоставленных эмиров и известных могущественных людей хорезмийского государства попали в плен. Многие из них убежали в сторону Трабзона и в других направлениях. Около полутора тысяч всадников хорезмийской армии ночью свалились в глубокое ущелье и умерли[8].

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Эртугрул – 600 лет правления Османов. Часть 1.

Кто был отцом Эртугрула

Награда за помощь – Родина

 

[1] Ахмад Аль-Кирмани, «Тарих салатин али ʻУсман» (История султанов османской династии), «Дар аль-басаир», первое издание, 1985 г. Стр. 10 (القرماني، أحمد، تاريخ سلاطين آل عثمان، دار البصائر، الطبعة الأولى، 1985م، ص10).

[2] Ахмад Аль-Кирмани, «Тарих салатин али ʻУсман» (История султанов османской династии), «Дар аль-басаир», первое издание, 1985 г. Стр. 12 (المرجع السابق، ص12)

[3] «Аль-Муʻджам Аль-Васит», т. 1, стр. 28 (المعجم الوسيط، 1/28).

[4] «Аль-Мавсуʻа аль-арабия аль-муяссара», «Аль-Мактаба аль-ʻасрия», третье издание, 2009 год, т. 1, стр. 451 (الموسوعة العربية الميسرة، المكتبة العصريَّة، الطبعة الثالثة، 2009، 1/451).

[5] «Аль-ʻУсманийюн фи Уруба» (Османы в Европе), «Аль-Хайъа Аль-Мисри ли-ль-китаб», 1993 г. Стр. 26 (كولز، بولز، العثمانيون في أوروبا، الهيئة المصرية للكتاب، 1993م، ص26).

[6] «Тарих Ад-Давля Аль-ʻУсмания» (История Османского Государства), стр. 86 (تاريخ الدولة العثمانية، ص86).

[7] Аль-Джувайни, «Тарих фатх аль-ʻалам Джанкишай», 1985 г. Стр. 272 (الجويني، عطا ملك، تاريخ فتح العالم جهانكشاي، 1985م، ص272).

[8] Ибн Абрии, «Махтутат тарих аль-азмина», Аль-марказ аль-кавми ли-т-тарджама, первое издание, 2007 год. Стр.93 (ابن العبري، مخطوطة تاريخ الأزمنة، المركز القومي للترجمة الطبعة الأولى، 2007م، ص93).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.