Ложь, которая скрепляет семью

27 Февраль 2019 7493

Ложь в любой ситуации является поступком, недостойным мусульманина. Искажение действительности, представление положения дел в ином свете, введение в заблуждение, обман человека и ещё множество разновидностей лжи чреваты неприятными последствиями.

Плачевный результат однажды произнесённой лжи неизбежен для человека в этом мире и в Ахирате. Мусульманину даже в шутку не дозволяется лгать ради того, чтобы веселить людей. Ни в коем случае, даже в шутку, нельзя говорить то, что не соответствует действительности.

Мы не говорим, что нельзя вообще шутить, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шутил. Однако в его шутках никогда не было лжи. Поэтому и нам надо быть всегда правдивыми и в шутку, и всерьёз.

От Сафвана бин Салима передаётся, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили:

قيل لرسول الله صلى الله عليه وسلم أيكون المؤمن جبانا؟ فقال نعم، فقيل له أيكون المؤمن بخيلا؟ فقال نعم، فقيل له أيكون المؤمن كذابا؟ فقال لا

«Может ли мусульманин быть трусливым?» Он ответил, что может. Далее спросили: «Может ли мусульманин быть скупым?» – «Да, может», – отвечал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). И наконец, его спросили: «Может ли мусульманин быть лжецом?» – Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, никогда». (Байхаки)

Общеизвестно, что ложь для мусульманина категорически запретна, и с этим согласились все учёные Ислама. Помимо этого, ложь также считается одним из признаков лицемера.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ: إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا ائتُمن خَانَ

«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, Муслим)

Однако в некоторых случаях, когда дело касается семейных отношений и отношений между мужем и женой ложь, которая не меняет постановления шариата и не нарушает права людей, считается для мусульманина допустимой.

От Умм Кульсум бинт ‘Укба бинт Абу Му‘айт (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

وَلَمْ أَسْمَعْ يُرَخَّصُ فِي شَيْءٍ مِمَّا يَقُولُ النَّاسُ كَذِبٌ إِلَّا فِي ثَلَاثٍ : الْحَرْبُ ، وَالْإِصْلَاحُ بَيْنَ النَّاسِ ، وَحَدِيثُ الرَّجُلِ امْرَأَتَهُ وَحَدِيثُ الْمَرْأَةِ زَوْجَهَا

«Я не слышала, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позволял говорить хоть что-нибудь из той лжи, которую говорят люди, за исключением трёх случаев: имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу». (Муслим, 2605)

В этих словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) под ложью в семейных отношениях подразумевается то, что муж или жена говорят друг другу, показывая свою любовь и симпатию друг к другу ради мира и согласия в семье.

Например, дозволяется лгать, когда муж говорит жене: «Ты очень прекрасна»; «Нет никого для меня любимее тебя»; «Для меня ты красивее всех женщин мира» и тому подобное. Но ни в коем случае не дозволяется ложь, которая приводит к попиранию прав или уходу от выполнения обязанностей.

قال البغوي رحمه الله في "شرح السنة" (13/ 119) : " قال أبو سليمان الخطابي : وأما كذب الرجل زوجته فهو أن يعدها ويمنيها ، ويظهر لها من المحبة أكثر مما في نفسه ، يستديم بذلك صحبتها ، ويستصلح بها خلقها ، والله أعلم

Имам Аль-Багави пишет об этом следующее: «Абу Салман Аль-Хаттаби сказал: "Что касается лжи мужа своей жене, это относится к его обещаниям жене и вселению в неё надежд, а также преувеличенному проявлению любви, которую он на самом деле не испытывает к ней. Такая ложь допускается, если это делается с целью продолжения хороших отношений с женой и улучшения её нрава"». («Шарх ас-сунна», 13/119)

Передаётся, что во времена правления ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) один человек спросил свою жену: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, любишь ли ты меня?» Она ответила: «Если ты заклинаешь меня Аллахом, то нет».

Тогда этот человек пошёл к ‘Умару ибн Аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах). ‘Умар отправил человека за этой женщиной, и, когда она пришла, спросил её: «Это ты та самая женщина, которая говорит своему мужу, что не любит его?»

Она ответила: «О правитель правоверных! Он же заклинал меня Аллахом. Мне что, надо было лгать?» ‘Умар сказал: «Да, лги ему. Не каждый дом (семья) построен на любви, но люди общаются друг с другом ради Ислама и достоинства».

وروي أن رجلاً قال في عهد عمر لامرأته : نشدتك بالله هل تحبيني ؟ فقالت : أما إذا نشدتني بالله ، فلا ، فخرج حتى أتى عمر ، فأرسل إليها ، فقال : أنتِ التي تقولين لزوجك : لا أحبك ؟ فقالت : يا أمير المؤمنين نشدني بالله ، أفأكذب ؟ قال : نعم فاكذبيه ، ليس كل البيوت تبنى على الحب ، ولكن الناس يتعاشرون بالإسلام والأحساب " انتهى

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» об этом пишет следующее:

«Что касается лжи мужа своей жене и её лжи мужу, то она подразумевает проявление любви, обещание того, что человек не обязан делать, и тому подобное. Что же касается обмана, который препятствует исполнению обязанностей одного из супругов перед другим или способствует получению одним из супругов того, что он не заслуживает от другого, то такая ложь запрещена (харам), согласно единому мнению мусульман. А Аллах знает лучше!»

وقال النووي رحمه الله في "شرح مسلم : " وَأَمَّا كَذِبه لِزَوْجَتِهِ وَكَذِبهَا لَهُ : فَالْمُرَاد بِهِ فِي إِظْهَار الْوُدّ ، وَالْوَعْد بِمَا لَا يَلْزَم ، وَنَحْو ذَلِكَ ؛ فَأَمَّا الْمُخَادَعَة فِي مَنْع مَا عَلَيْهِ أَوْ عَلَيْهَا , أَوْ أَخْذ مَا لَيْسَ لَهُ أَوْ لَهَا : فَهُوَ حَرَام بِإِجْمَاعِ الْمُسْلِمِينَ . وَاَللَّه أَعْلَم " انتهى

Аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль‘Аскаляни сказал об этом:

«Учёные согласились с тем, что под ложью, которая дозволена для жены и мужа, подразумевается ложь, вследствие которой не нарушаются права одного из супругов или один из них не получает то, на что не имеет права». («Фатх Аль-Бари»)

وقال الحافظ ابن حجر رحمه الله في "الفتح" : " وَاتَّفَقُوا عَلَى أَنَّ الْمُرَاد بِالْكَذِبِ فِي حَقّ الْمَرْأَة وَالرَّجُل إِنَّمَا هُوَ فِيمَا لَا يُسْقِط حَقًّا عَلَيْهِ أَوْ عَلَيْهَا أَوْ أَخْذ مَا لَيْسَ لَهُ أَوْ لَهَا " انتهى

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что в семейных отношениях дозволяется ложь. Но для этого имеются определённые условия, при соблюдении которых эта ложь становиться дозволенной.

В противном случае – когда эти условия не соблюдены, это такая же запретная ложь, которая категорически порицается аятами Священного Корана и хадисами Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.