Можно ли пропущенный намаз читать джамаатом?

24 Декабрь 2016

Пропущенный намаз желательно возместить при первой же возможности. А если намаз пропущен без уважительной причины (узра), то возместить его в срочном порядке является обязательным. Как известно, вознаграждение за намаз, совершённый с джамаатом (коллективно), превышает награду за обычный намаз как минимум в 27 раз.

Что же касается совершения пропущенного намаза джамаатом, то Имам Ан-Навави в книге «Маджму’, Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Что касается возмещаемого обязательного намаза, то его совершение джамаатом не является ни индивидуальной, ни коллективной обязанностью, и в этом нет разногласия среди учёных. Однако совершение пропущенного намаза джамаатом является желательным (мустахабб), если у имама и маъмума совпадает время пропущенного намаза. Например, и тот и другой возмещают обеденный или послеобеденный намаз. На это указывают достоверные хадисы, в которых сообщается, что Посланник Аллаха (), когда он вместе со своими сподвижниками пропустил утренний намаз, возместил его с ними джамаатом».

От Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) передается:

أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حِينَ قَفَلَ مِنْ غَزْوَةِ خَيْبَرَ، سَارَ لَيْلَهُ حَتَّى إِذَا أَدْرَكَهُ الْكَرَى عَرَّسَ، وَقَالَ لِبِلَالٍ: «اكْلَأْ لَنَا اللَّيْلَ»، فَصَلَّى بِلَالٌ مَا قُدِّرَ لَهُ، وَنَامَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَصْحَابُهُ، فَلَمَّا تَقَارَبَ الْفَجْرُ اسْتَنَدَ بِلَالٌ إِلَى رَاحِلَتِهِ مُوَاجِهَ الْفَجْرِ، فَغَلَبَتْ بِلَالًا عَيْنَاهُ وَهُوَ مُسْتَنِدٌ إِلَى رَاحِلَتِهِ، فَلَمْ يَسْتَيْقِظْ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلَا بِلَالٌ، وَلَا أَحَدٌ مِنْ أَصْحَابِهِ حَتَّى ضَرَبَتْهُمُ الشَّمْسُ، فَكَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوَّلَهُمُ اسْتِيقَاظًا، فَفَزِعَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: «أَيْ بِلَالُ» فَقَالَ بِلَالُ: أَخَذَ بِنَفْسِي الَّذِي أَخَذَ - بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللهِ - بِنَفْسِكَ، قَالَ: «اقْتَادُوا»، فَاقْتَادُوا رَوَاحِلَهُمْ شَيْئًا، ثُمَّ تَوَضَّأَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَمَرَ بِلَالًا فَأَقَامَ الصَّلَاةَ، فَصَلَّى بِهِمُ الصُّبْحَ، فَلَمَّا قَضَى الصَّلَاةَ قَالَ: «مَنْ نَسِيَ الصَّلَاةَ فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا»،

«Когда Пророк () возвращался c Хайбара, они шли почти всю ночь, в конце ночи их одолевал сон, и они решили передохнуть. Поручив Билялю (да будет доволен им Аллах) разбудить остальных на утренний намаз, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники уснули. Биляль (да будет доволен им Аллах) выдержал дежурство, насколько предписал Аллах. Затем, когда приблизилось время рассвета, он, повернув лицо в сторону восхода солнца, прислонился к своему верховому животному и таким образом заснул. Пока лучи солнца не пригрели их лица, ни Посланник Аллаха, ни сподвижники, ни Биляль не проснулись.

Первым поспешно проснулся Посланник Аллаха () и обратился к Билялю (да будет доволен им Аллах): «О Биляль!» На что Биляль ответил: «О Посланник Аллаха, усыпивший тебя – да будет отец и мать мои выкупом за тебя – усыпил и меня». Тогда Посланник Аллаха (), обратившись к сподвижникам, сказал: «Соберитесь…». Когда они чуть отъехали, Посланник Аллаха () совершил омовение и приказал Билялю (да будет доволен им Аллах) прочитать азан, и он вместе со сподвижниками совершил утренний намаз. После того как они закончили утренний намаз, Пророк () сказал: «Если кто-либо из вас пропустит намаз по забывчивости, то как вспомнит об этом, пусть сразу его восполнит». (Муслим)

Далее Имам Ан-Навави в той же книге пишет: «Аль-Кади ‘Ияз в книге «Шарх Сахих Муслим» сказал: "Среди учёных нет разногласия о дозволенности совершения пропущенного возмещаемого намаза джамаатом, кроме некоторых мнений, которые опровергаются достоверными хадисами и Иджма".

Что же касается совершения пропущенного намаза за имамом, совершающим своевременный намаз, или наоборот – совершения своевременного намаза за имамом, совершающим пропущенный намаз, или пропущенный намаз за имамом, совершающим другой пропущенный намаз, то всё это разрешается в нашем мазхабе. Однако предпочтительнее совершить намаз индивидуально, чем в таком джамаате, чтобы не противоречить мнениям учёных других мазхабов». («Шарх Аль-Мухаззаб»)

Из всего вышеприведенного вытекает, что пропущенный намаз в любом случае может быть совершён джамаатом, а при условии, что имам и следующие за ним маъмумы совершают (возмещают) намаз одного времени, то возмещать его в джамаате является желательным.

Пятикратный обязательный намаз – это поклонение, выполняемое в определенное время, пропустить намаз без причины – большой грех. И если человек без причины оставил намаз на следующий раз, нужно не только восполнить его, но и совершить истинное покаяние. Также совершение восполняемого намаза джамаатом с соблюдением вышеупомянутых условий может способствовать смыванию греха за отказ от него.