Получает ли награду тот, кто пропустил джамаат-намаз по уважительной причине?

9 Ноябрь 2017

За совершение всех пяти обязательных намазов в джамаате мусульманин получает огромную награду. За один намаз, совершённый с джамаатом, запишется минимум в двадцать семь раз больше вознаграждения.

Поэтому, каждому, кто имеет возможность, следует совершить все пять намазов в джамаате, и желательно, чтобы это было в мечети. А если в мечети не получается, можно совершить коллективный намаз дома, вместе с женой и детьми.

Однако имеются ситуации, которые могут служить для человека уважительной причиной отсутствовать на коллективном намазе. Таковыми причинами являются:

1. холодная или дождливая погода;

От Нафи’а (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَذَّنَ ابْنُ عُمَرَ فِي لَيْلَةٍ بَارِدَةٍ بِضَجْنَانَ، ثُمَّ قَالَ: صَلُّوا فِي رِحَالِكُمْ، فَأَخْبَرَنَا أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَأْمُرُ مُؤَذِّنًا يُؤَذِّنُ، ثُمَّ يَقُولُ عَلَى إِثْرِهِ: «أَلاَ صَلُّوا فِي الرِّحَالِ» فِي اللَّيْلَةِ البَارِدَةِ، أَوِ المَطِيرَةِ فِي السَّفَرِ

«Однажды в холодную дождливую ночь, будучи возле Заджнана (гора недалеко от Мекки), Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) возвестил азан (призвал людей на намаз) и затем сказал: “Совершайте молитву на своих местах!” И он (Ибн ‘Умар) потом рассказал нам о том, что, находясь в пути в холодную или дождливую ночь, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно повелевал муэдзину возвестить азан, а после завершения азана говорил: “Молитесь на своих местах”». (Бухари)

Также уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве может служить и сильная грязь на улице, хотя в наше время это бывает в очень редких случаях.

От ‘Абдуллаха Ибн Аль-Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ لِمُؤَذِّنِهِ فِي يَوْمٍ مَطِيرٍ: إِذَا قُلْتَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، فَلاَ تَقُلْ حَيَّ عَلَى الصَّلاَةِ، قُلْ: «صَلُّوا فِي بُيُوتِكُمْ»، فَكَأَنَّ النَّاسَ اسْتَنْكَرُوا، قَالَ: فَعَلَهُ مَنْ هُوَ خَيْرٌ مِنِّي، إِنَّ الجُمْعَةَ عَزْمَةٌ وَإِنِّي كَرِهْتُ أَنْ أُحْرِجَكُمْ فَتَمْشُونَ فِي الطِّينِ وَالدَّحَضِ

«Однажды в дождливый день Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал своему муэдзину: "Когда ты скажешь: "Я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха" (أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ ), то не говори: "Спешите на намаз" (حَيَّ عَلَى الصَّلاَةِ), а скажи: "Молитесь на своих местах""». (Бухари)

2. опасение, что если человек примет участие в коллективном намазе, то на него самого или на его имущество кто-нибудь покусится, он лишится своего имущества или его караван уйдёт и тому подобное;

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ سَمِعَ النِّدَاءَ فَلَمْ يَأْتِهِ فَلَا صَلَاةَ لَهُ إلَّا مِنْ عُذْرٍ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا الْعُذْرُ قَالَ خَوْفٌ أَوْ مَرَضٌ

«Тот, кто услышал азан и не явился на коллективный намаз без уважительной причины – не совершил намаз». Люди стали спрашивать: «А что может служить уважительной причиной?» Он ответил: «Страх или болезнь» (Ибн Маджа, Ибн Хиббан).

3. болезнь или увечье (например, паралич или отсутствие нижних конечностей);

Также обязанность участия в коллективной молитве снимается с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие причинит больному вред.

4. еда, которую подали на стол, если человек голоден, или необходимость сдерживать позывы к удовлетворению естественных потребностей во время молитвы;

От Нафи’а (да будет доволен им Аллах) сообщается:

«Ибн ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا وُضِعَ عَشَاءُ أَحَدِكُمْ وَأُقِيمَتِ الصَّلاَةُ، فَابْدَءُوا بِالعَشَاءِ وَلاَ يَعْجَلْ حَتَّى يَفْرُغَ مِنْهُ وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ: يُوضَعُ لَهُ الطَّعَامُ، وَتُقَامُ الصَّلاَةُ، فَلاَ يَأْتِيهَا حَتَّى يَفْرُغَ، وَإِنَّهُ لَيَسْمَعُ قِرَاءَةَ الإِمَامِ

"Если кому-либо из вас подадут ужин и в это время прозвучит икамат (будет объявлено о начале намаза), то начинайте с ужина, и не торопитесь, пока не закончите есть".

И обычно, когда перед Ибн ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах) ставили еду во время объявления о начале намаза, он не являлся на коллективную молитву, пока не заканчивал есть, хотя определённо слышал чтение имама». (Бухари, Муслим)

Также от Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَا صَلَاةَ بِحَضْرَةِ الطَّعَامِ، وَلَا هُوَ يُدَافِعُهُ الْأَخْبَثَانِ

«Не будет совершён полноценный намаз человеком, когда подана еда и когда отвлекают его от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды». (Муслим)

Что же касается получения вознаграждения, если человек отсутствовал на джума-намазе по уважительной причине, то Имам Ан-Навави об этом пишет следующее:

«Если человек оставил джамаат-намаз по уважительной причине, нежелательность (караха) отпадает. Но это не означает, что если человек оставит джамаат-намаз по уважительной причине, он получит полное вознаграждение, которое бы он получил за присутствие на коллективном намазе. Напротив, он однозначно не получит награду за это, ибо подразумевается, что за это ему не запишется грех (если это был джума-намаз) и не будет нежелательности (если это был один из пяти обязательных намазов, кроме джума-намаза)». («Аль-Маджму' Шарх Аль-Мухаззаб»)

Однако некоторые учёные высказали мнение, что человек, который не явился на джамаат-намаз по уважительной причине, но намеревался принять в нём участие и поступил бы так, если бы не эта причина, по милости Всевышнего Аллаха получит такую же награду, как и участник коллективного намаза, поскольку в хадисе, переданном от 'Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

... إنما الأعمال بالنيات وإنما لكل امرىء ما نوى

«Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести...». (Бухари, Муслим)

Один из поздних учёных шафиитского мазхаба Сулайман ибн Мухаммад ибн ‘Умар Аль-Буджайрими об этом пишет следующее:

«Есть мнение, что этот человек получает вознаграждение, равное вознаграждению за джамаат-намаз, если он намеревался принять в нём участие и поступил бы так, если бы не уважительная причина. Но его награда не достигнет вознаграждения, которое получит человек, действительно совершивший намаз в джамаате. И наш шейх Аз-Зияди посчитал это мнение достоверным.

А шейх Аш-Шамс Ар-Рамли в своих комментариях к книге "Минхадж" рассказал, что некоторые учёные отнесли слова о неполучении вознаграждении джамаата в этих случаях к случаям, когда человек сам был виновен в возникновении этих причин. Например, он употребил в еду лук (и его запах до прихода на джамаат-намаз невозможно устранить) или поставил хлеб в печь (и если он пойдёт на джамаат-намаз, хлеб пригорит).

А слова о получении вознаграждения джамаат-намаза они отнесли к остальным случаям, например, к дождю и болезни. И он (Аш-Шамс Ар-Рамли) добавил, что нет ничего предосудительного в объединении этих мнений.

В итоге получается, что человек, имеющий разрешение (по уважительной причине) не явиться на джамаат-намаз, получает вознаграждение джамаат-намаза. Исходя из этого, можно сказать, что человек, совершивший намаз отдельно, может получить вознаграждение, равное награде за джамаат-намаз». («Тухфат Аль-Хабиб, Хашия Аль-Буджайрими ‘аля Аль-Хатиб»; «Хашия Аль-Джамаль ‘аля шарх Аль-Манхадж»)

Да возвеличит Всевышний Аллах всех, кто посещает джамаат-намаз, и воздаст им огромной наградой!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

 

Смотрите также:

Намаз – защита от всех бед

Обстоятельства, нарушающие намаз

Коллективный намаз

Порядок выполнения намазов

Время совершения намазов

Намаз для исполнения желания

Намаз для женщин