Как отдавать закят с производства

26 Декабрь 2017 1206

Относительно выплаты закята с производства среди учёных-богословов существуют разногласия. Есть учёные, которые заявляют о необходимости его выплаты, ибо в этом заключается целесообразность и польза для бедных и нуждающихся, да и для самих выплачивающих закят, потому что выплата закята очищает их имущество.

Они вносят свой вклад в дело ликвидации бедности, чем занимаются многие организации современного мира. Помимо этого, они удостаиваются вознаграждения от Всевышнего Аллаха. И большинство современных учёных-правоведов выступают в пользу этой точки зрения, ведь по правилам Шариата, если имущество соответствует критериям обязательности закята – рост, увеличение – то на него налагается закят.

Это подтверждают фетвы, изданные по результатам многих исламских конгрессов и конференций, посвящённых закяту, в том числе Второй конференции мусульманских учёных-богословов и Второй конференции исламских исследований, состоявшихся в 1965 году, и конференции, созванной египетским университетом аль-Азхар в 1988 году.

Производственная деятельность более близка к торговой деятельности, чем любая другая. Производство в основном связано с торговлей, ибо производственные организации, фабрики, заводы, цеха приобретают материал (сырьё) с намерением изготовить из него товар для последующей продажи. Поэтому, по мнению учёных-богословов, в отношении производства применимы те же шариатские решения, что и в отношении предметов торговли. То есть закят с производства выплачивается так же, как и с торговли.

Например, завод покупает металл и производит из него автомобили, станки, арматуру для продажи; фабрика приобретает ткани или кожу и изготавливает из них одежду, обувь; большой цех покупает пластик или дерево и производит из них окна, двери, мебель.

Деятельность всех этих учреждений облагается закятом. Таким же образом должны выплачивать закят рестораны, большие кафе, которые приобретают продукты питания, изготавливают из них пищу и продают её; пекарни, приобретающие муку для изготовления кондитерских изделий, хлеба и прочего с последующей продажей.

Подобное решение применимо и в отношении других таких учреждений и организаций, если в конце года их имущество достигает установленного нисаба (стоимости 80 граммов чистого золота или 560 граммов серебра).

Отсчёт производственного (торгового) года для таких заведений начинается с того дня, как они приобрели материал с намерением изготовить из него продукцию для продажи. И в конце года по лунному календарю (то есть по истечении 354 дней) закят налагается на всё, что владелец производства намерен продавать.

При этом необходимо установить стоимость купленного и имеющегося в наличии материала (сырья), стоимость произведённого и готового для продажи товара, добавить к ним наличные денежные средства, полученные за проданную продукцию, и средства, которые им задолжали и на получение которых есть надежда. Из этой общей суммы необходимо выплатить в качестве закята 2,5 процента в пользу установленных Шариатом категорий людей, если эта сумма достигает нисаба.

А выплатить закят с долга, на получение которого нет надежды, необходимо только при его возврате хозяину (если он достигает нисаба). Устанавливая стоимость купленного материала и готовой продукции, необходимо учесть рыночные цены на день, когда выплата закята стала обязательной (то есть по прошествии года).

Известно, что такая производственная деятельность требует физического труда и расходов. С учётом этого (для компенсации расходов) некоторые богословы говорят, что в конце года достаточно оценить лишь сырье, использованное для производства, и выплатить закят с его стоимости.

Обычно в таких небольших заведениях, как кафе (или цех) в конце года не бывает приобретённого материала или готовой продукции (продукты питания и готовая пища), стоимость которой достигала бы нисаба (если есть, то необходимо выплатить закят). И в таком случае на владельцев не возлагается обязанность выплаты закята, как с производства (торговли).

Им необходимо выплатить закят с заработанных таким путём денег, которые они хранят, если сумма достигла нисаба. При этом после достижения имуществом (деньгами) нисаба должен пройти год, в течение которого оно не убавилось.

Если хозяева таких учреждений сами не покупают материал для производства, а лишь принимают заказы за оговорённую цену, и при этом материал предоставляют заказчики, то такая деятельность не называется торговой и не облагается закятом.

Устойчивое имущество таких заведений и организаций, которое не растёт (например, собственно здание фабрики, станки, оборудование), не облагается закятом, потому что это собственность (устойчивые основы), в которой производитель нуждается для производства товара. Всё это ведь было куплено не для торговли, а предназначено для использования в производственном процессе.

Если хозяин торгового (производственного) товара умер, то отсчёт торгового года прекращается и начинается заново, когда его наследники приступят к торговле. Если хозяин денег (золота, серебра, других ходовых валют) скончался, то и в данном случае отсчёт года прекращается. И со дня его кончины начинается отсчёт нового года для того из наследников, чья доля наследства достигает нисаба. Если умрёт хозяин животных, которые пасутся на пастбище, то отсчёт нового года начинается с того момента, как его наследник вознамерится пасти этих животных на пастбище.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!

Из книги «ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ В ИСЛАМЕ»

 

Смотрите также:

Значение и польза закята

Условия выплаты закята

Закят с животных (мазхаб имама аш-Шафии)

Закят со скота (мазхаб Абу-Ханифы)

Закят с сельскохозяйственных культур

Мудрость выплаты закята

Закят с имущества, которое находится в торговом обороте

Закят с совместного имущества и с имущества, отданного в долг

Достоинства закята

Можно ли выплачивать закят деньгами?

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.